Обзор игры Star Wars: The Old Republic
Star Wars: The Old Republic вышла в 2011 году и, если и не произвела революцию, то уж точно стала определённой вехой в жанре MMORPG. Разработчики из Bioware, авторы культовых ролевых игр Baldur’s Gate и Dragon Age, первыми сделали игру, которая одинаково интересна и поклонникам одиночных сюжетных RPG, и любителям классического онлайна. Как же это у них получилось и почему Star Wars: The Old Republic даже спустя 11 лет остаётся интересной и актуальной?
Про сюжет, нелинейность и моральный выбор
История, рассказанная в Star Wars: The Old Republic, разворачивается почти за 4000 лет до событий из фильмов серии «Звездные войны», когда между возрождающейся Империей Ситхов и Галактической Республикой установился хрупкий мир, а, скорее- «холодная война». И мы оказываемся посреди явных и скрытых политических разборок. И рассказывают нам не одну историю, а сразу восемь.
Как и в Dragon Age Origins, сценаристы Bioware придумали отдельный сюжет для каждого из 8ми классов. И даже пошли дальше – это не просто разные прологи, которые потом сливаются в единую сюжетную линию. Нет, это 8 полноценных историй, состоящих из трех актов каждая. И если, например, вы играете за Рыцаря Джедая, то сюжет для вас начнется на планете Тайтон, где герой должен завершить свое обучение. А вот для имперского Агента первой планетой станет Хатта – там он ищет новых союзников для Империи и для этого пытается внедриться в местные криминальные группировки.
Как и в Dragon Age Origins, сценаристы Bioware придумали отдельный сюжет для каждого из 8ми классов. И даже пошли дальше – это не просто разные прологи, которые потом сливаются в единую сюжетную линию. Нет, это 8 полноценных историй, состоящих из трех актов каждая. И если, например, вы играете за Рыцаря Джедая, то сюжет для вас начнется на планете Тайтон, где герой должен завершить свое обучение. А вот для имперского Агента первой планетой станет Хатта – там он ищет новых союзников для Империи и для этого пытается внедриться в местные криминальные группировки.
Там же стартует и история охотника (или охотницы) за головами, который хочет принять участие в Великой Охоте – это что-то сродни испытанию для воинов, только здесь мы выполняем контракты на убийство различных целей. Но чтобы получить само право на участие, нужно пройти через многое, заручиться поддержкой сильных мира сего, пережить гибель своих товарищей и самому чуть не угодить в коварную ловушку. Вообще, каждая из 8 историй тут хороша и интригует по-своему, но, пожалуй, именно сюжеты, придуманные для персонажей Империи, получились самыми колоритными.
Здесь особенно ярко проявился талант сценаристов Bioware ставить игрока перед сложными моральными выборами. Да, в самом начале игры мы выбираем между условно «светлыми» и «хорошими» и условно «плохими», то есть между джедаями (Галактическая республика) и ситхами (Империя). Но это именно условное деление – потому что у каждого тут своя правда, а ситуации всегда довольно непростые. В каждой истории и почти в каждом квесте персонажи сталкиваются с необходимостью принимать сложные решения. Сдать коллегу-ученика, который хотел обманом пройти испытание или нет, отнять малолетнего сына у отца, решившего сбежать с ним, и вернуть его матери, которая и дала нам этот заказ, или позволить им уйти и соврать заказчице? Убить дочь, решившую стать ситхом, по просьбе ее отца -высокопоставленного имперского адмирала, который беспокоится, что этот факт может стоить ему карьеры? Или лишь заморозить ее и сказать, чтобы они сами разбирались?
Здесь особенно ярко проявился талант сценаристов Bioware ставить игрока перед сложными моральными выборами. Да, в самом начале игры мы выбираем между условно «светлыми» и «хорошими» и условно «плохими», то есть между джедаями (Галактическая республика) и ситхами (Империя). Но это именно условное деление – потому что у каждого тут своя правда, а ситуации всегда довольно непростые. В каждой истории и почти в каждом квесте персонажи сталкиваются с необходимостью принимать сложные решения. Сдать коллегу-ученика, который хотел обманом пройти испытание или нет, отнять малолетнего сына у отца, решившего сбежать с ним, и вернуть его матери, которая и дала нам этот заказ, или позволить им уйти и соврать заказчице? Убить дочь, решившую стать ситхом, по просьбе ее отца -высокопоставленного имперского адмирала, который беспокоится, что этот факт может стоить ему карьеры? Или лишь заморозить ее и сказать, чтобы они сами разбирались?
Даже в побочных заданиях, которых тут прорва, приходится действовать с оглядкой на свою совесть. Например, однажды имперского охотника за головами попросят отравить воду, которую пьют рабы на одной из планет-колоний. Это нужно для проведения каких-то экспериментов. И тут же помощник того садиста-ученого предложит использовать для отравления более токсичный и эффективный яд, чтобы рабы умерли быстро и не мучились. То есть зачастую и особенно при игре за имперцев все сводится к выбору между большим и малым злом. В этом смысле Star Wars: The Old Republic – одна из редких игр, где можно отыгрывать реально злого персонажа. В каждом важном диалоге всегда есть выбор, как себя вести и отвечать – и играя за ситхов, особенно велик соблазн войти в роль хладнокровного циничного не подонка даже, а человека, который следует только своим целям и ради этого готов на всё. Почему велик? Потому что авторам отлично удалось создать атмосферу такого мрачного жестокого мира, где зачастую только так и нужно так вести себя, чтобы выжить. И если надо, то такой персонаж готов убить или покалечить собеседника прямо во время разговора или пытать своих боевых товарищей и союзников – а такие ситуации в игре случаются.
Правда, и напарники в свою очередь могут «вломить» герою и пойти ему наперекор, если его поступки и решения их не удовлетворяют. Для каждого из восьми классов персонажей (подробнее о них – позже) разработчики придумали своих уникальных напарников – весьма колоритных и хорошо проработанных, имеющих свой характер, своё мнение, персональное задание и биографию.
Как и в Mass Effect, они присоединяются к нам постепенно по мере продвижения по сюжету и поселяются на личном космическом корабле, который главный герой (или героиня) получает вскоре после начала своей сюжетной линии. На нём мы вольны путешествовать по галактике, посещать разные планеты и выполнять там задания.
Все наши решения и поступки в Star Wars: The Old Republic влияют на карму – она, понятно, может увеличиваться к свету или, наоборот, к тёмной стороне Силы. По мере достижения определенного уровня кармы мы получаем разные бонусы и снаряжение. Есть экипировка, которую можно носить только условно светлым или темным. Также наши действия влияют на отношение к нам напарников. Корректировать его можно, делая им персональные подарки (каждому нравится свое). А в награду за доверие мы получаем уникальные для этого компаньона бонусы к характеристикам и способностям.
Как и в Mass Effect, они присоединяются к нам постепенно по мере продвижения по сюжету и поселяются на личном космическом корабле, который главный герой (или героиня) получает вскоре после начала своей сюжетной линии. На нём мы вольны путешествовать по галактике, посещать разные планеты и выполнять там задания.
Все наши решения и поступки в Star Wars: The Old Republic влияют на карму – она, понятно, может увеличиваться к свету или, наоборот, к тёмной стороне Силы. По мере достижения определенного уровня кармы мы получаем разные бонусы и снаряжение. Есть экипировка, которую можно носить только условно светлым или темным. Также наши действия влияют на отношение к нам напарников. Корректировать его можно, делая им персональные подарки (каждому нравится свое). А в награду за доверие мы получаем уникальные для этого компаньона бонусы к характеристикам и способностям.
Про режимы игры
Помимо сюжетных и побочных квестов есть так называемые «героические миссии» - особенно сложные задания по зачистке локаций, поиску необходимых предметов и так далее. Их можно выполнять в гордом одиночестве, но лучше кооперироваться с другими игроками. А вот в «Операциях» совместный режим обязателен – это аналоги рейдов в подземелья из других MMORPG, которые можно проходить в разных режимах сложности. Причем в «Операциях» также наглядно отразился особый подход разработчиков Star Wars: The Old Republic к проработке контента. Каждая из них – это отдельная история с роликами, диалогами, со своей интригой.
И далеко не всегда речь идет о противостоянии между Империй и Республикой. В одной из операций и те, и другие вынуждены чуть ли не вместе сражаться против знаменитого военачальника-тирана, узурпировавшего власть на одной из планет, в другой общим врагом является некое «древнее зло, скрытое в подземельях ракатанской тюрьмы».
И зачастую тут тоже приходится делать моральный выбор. Например, в одной из операций, играя за имперцев, мы решаем, казнить проштрафившегося командира корабля на глазах у всей команды или не делать этого. Если выберем первый вариант, то остальные будут так впечатлены и напуганы, что в финале операции перебьют друг друга. При этом все игроки принимают решение, как поступить, а уникальная система мультиплеерных разговоров выбирает тот вариант, за который проголосовало большинство.
И далеко не всегда речь идет о противостоянии между Империй и Республикой. В одной из операций и те, и другие вынуждены чуть ли не вместе сражаться против знаменитого военачальника-тирана, узурпировавшего власть на одной из планет, в другой общим врагом является некое «древнее зло, скрытое в подземельях ракатанской тюрьмы».
И зачастую тут тоже приходится делать моральный выбор. Например, в одной из операций, играя за имперцев, мы решаем, казнить проштрафившегося командира корабля на глазах у всей команды или не делать этого. Если выберем первый вариант, то остальные будут так впечатлены и напуганы, что в финале операции перебьют друг друга. При этом все игроки принимают решение, как поступить, а уникальная система мультиплеерных разговоров выбирает тот вариант, за который проголосовало большинство.
Конечно, огромное место в Star Wars: The Old Republic уделяется и PvP-режимам, где игроки сражаются друг с другом. Есть обычные дуэли и есть довольно редкие локации (например, Логово разбойников на Татуине), где не действуют никакие правила и ограничения, и пользователи могут свободно нападать друг на друга. Есть также рейтинговые Арены, где сражаются две команды по четыре человека с каждой стороны – это аналог классического режима team deathmatch.
Но главные события происходят во время гильдейских активностей и в так называемых «военных зонах» (Warzones). Вступление в гильдию даёт много бонусов, среди которых и возможность пользоваться услугами крепости гильдии, где, в частности, есть торговцы, мини-игры и возможность тренироваться в разных режимах, бесплатно участвовать в PvP. Кроме того, эти крепости можно декорировать и обустраивать по своему вкусу (есть, кстати, в игре и личные замки с похожими функциями). Но сначала нужно помочь гильдии эти крепости заполучить в свою собственность.
А это происходит в том числе и во время «завоевания планет» – это еженедельная активность, во время которой гильдии выбирают определенную планету в качестве цели завоевания и в течение нескольких дней выполняют там разные задания (пройти указанные миссии, победить некоторых врагов, соединить материалы для крафта и так далее), участвуют во всевозможных активностях для того, чтобы завоевать как можно больше очков и опередить других претендентов.
Но главные события происходят во время гильдейских активностей и в так называемых «военных зонах» (Warzones). Вступление в гильдию даёт много бонусов, среди которых и возможность пользоваться услугами крепости гильдии, где, в частности, есть торговцы, мини-игры и возможность тренироваться в разных режимах, бесплатно участвовать в PvP. Кроме того, эти крепости можно декорировать и обустраивать по своему вкусу (есть, кстати, в игре и личные замки с похожими функциями). Но сначала нужно помочь гильдии эти крепости заполучить в свою собственность.
А это происходит в том числе и во время «завоевания планет» – это еженедельная активность, во время которой гильдии выбирают определенную планету в качестве цели завоевания и в течение нескольких дней выполняют там разные задания (пройти указанные миссии, победить некоторых врагов, соединить материалы для крафта и так далее), участвуют во всевозможных активностях для того, чтобы завоевать как можно больше очков и опередить других претендентов.
Для участия в таких завоеваниях гильдия должна приобрести весьма недешевый флагманский корабль. А в награду за захват планет она помимо прочего получает особое звание, уникальных ездовых животных и возможность открывать новые палубы и комнаты в своих крепостях и на своем флагмане. Если же одна гильдия будет настолько крутой, что сможет захватить все 15 планет, то она получит титул The Galaxy Conqueror. Награду выдают и отдельно каждому игроку в зависимости от его вклада. Это происходит даже в том случае, если он не состоит ни в какой гильдии – просто в этом случае награды будут меньше, и вы не сможете воспользоваться всеми бонусами таких завоеваний.
Что же касается «военных зон», то это особые сценарии для сражения между представителями Империи и Республики. В каждом поединке участвуют по 8 игроков с каждой стороны, но правила могут быть разными. Есть несколько зон, нацеленных на завоевание и удержание контрольных точек – например, на Альдераане нужно захватывать лазерные турели, чтобы с их помощью сбить один из огромных транспортных кораблей, зависших над полем битвы и высаживающим подкрепления. А в варзоне Voidstar одна группа игроков штурмует имперский крейсер, чтобы захватить схемы для могущественного оружия – соответственно, другая команда выступает в роли обороняющихся.
Что же касается «военных зон», то это особые сценарии для сражения между представителями Империи и Республики. В каждом поединке участвуют по 8 игроков с каждой стороны, но правила могут быть разными. Есть несколько зон, нацеленных на завоевание и удержание контрольных точек – например, на Альдераане нужно захватывать лазерные турели, чтобы с их помощью сбить один из огромных транспортных кораблей, зависших над полем битвы и высаживающим подкрепления. А в варзоне Voidstar одна группа игроков штурмует имперский крейсер, чтобы захватить схемы для могущественного оружия – соответственно, другая команда выступает в роли обороняющихся.
Есть и другие типы военных зон, а самой весёлыми и динамичными являются те, где можно играть в Huttball. Это такой местный вид спорта, аналог гандбола - две команды сражаются за контроль над мячом, который периодически возникает в центре поля. И им, соответственно, нужно всеми правдами и неправдами затолкать этот мяч в ворота соперника. В основном заталкивают, конечно, неправдами – убивая врагов. Причем еще нужно и избегать многочисленных ловушек, которые способны и сами справиться с задачей уничтожения противника. Интересно, что в Huttball могут соперничать друг с другом команды из одной фракции.
Наконец, особое место занимают сражения на космических кораблях – в режиме Starfighter. Здесь мы уже откладываем лазерные мечи и винтовки в сторону и залезаем в кабины звездолетов разных классов – разведчиками, штурмовиками, боевыми кораблями и бомбардировщиками.
Наконец, особое место занимают сражения на космических кораблях – в режиме Starfighter. Здесь мы уже откладываем лазерные мечи и винтовки в сторону и залезаем в кабины звездолетов разных классов – разведчиками, штурмовиками, боевыми кораблями и бомбардировщиками.
Управление при этом не примитивное (хоть это и не полноценный симулятор) – нужно, в частности, использовать сенсоры (позволяют обнаруживать врагов и общаться с союзниками), переключаться между разными видами оружия и режимами энергии, подавая ее в зависимости от ситуации больше на пушки, на двигатели или на щиты.
У каждого корабля есть свои особенности и пассивные бонусы в разделах «инженерия», «нападение», «защита», «тактика» - многие из них дают выбранные нами члены экипажа. А от того, кого мы назначили вторым пилотом, зависит набор активных умений, которые используются в бою и позволяют, например, временно лишить врага регенерации здоровья. Участвуя в PvP-сражениях на кораблях, мы копим средства для покупки новых звездолетов и апгрейдов для них, а также для найма напарников.
У каждого корабля есть свои особенности и пассивные бонусы в разделах «инженерия», «нападение», «защита», «тактика» - многие из них дают выбранные нами члены экипажа. А от того, кого мы назначили вторым пилотом, зависит набор активных умений, которые используются в бою и позволяют, например, временно лишить врага регенерации здоровья. Участвуя в PvP-сражениях на кораблях, мы копим средства для покупки новых звездолетов и апгрейдов для них, а также для найма напарников.
Про классы и систему наследия
Во всех этих активностях и режимах участвуют игроки одного из восьми классов – по 4 на Республику и Империю. За первую выступают Десантник, Джедай Консул, Рыцарь Джедай и Контрабандист. За вторую – Ситх-воин, Ситх-инквизитор, Агент Империи и Охотник за головами.
Каждый класс начинает игру на своей «тематической» планете, каждому доступны свои умения, уникальный корабль и уникальные же компаньоны. Кроме того, по достижении определенного уровня развития каждый получает продвинутый класс и одну из двух уникальных специализаций. Так, десантник Республики, делающий ставку на огневую мощь и винтовки, может превратиться в «Коммандо» или в «Авангарда». Джедай Консул, аналог мага, способный медитировать и призывать дроидов-убийц, выбирает между Тенью и Мудрецом. У Рыцаря Джедая, предпочитающего более силовой стиль и тяжелую броню, выбор стоит между Часовым и Стражем. А Контрабандисты, схожие с хитрыми и скрытыми разбойниками, при получении специализации превращаются в Стрелков или Негодяев.
Каждый класс начинает игру на своей «тематической» планете, каждому доступны свои умения, уникальный корабль и уникальные же компаньоны. Кроме того, по достижении определенного уровня развития каждый получает продвинутый класс и одну из двух уникальных специализаций. Так, десантник Республики, делающий ставку на огневую мощь и винтовки, может превратиться в «Коммандо» или в «Авангарда». Джедай Консул, аналог мага, способный медитировать и призывать дроидов-убийц, выбирает между Тенью и Мудрецом. У Рыцаря Джедая, предпочитающего более силовой стиль и тяжелую броню, выбор стоит между Часовым и Стражем. А Контрабандисты, схожие с хитрыми и скрытыми разбойниками, при получении специализации превращаются в Стрелков или Негодяев.
Специализации у Ситха воина – Джаггернаут или Мародер, а у Ситха-инквизитора – Ассасин или Колдун. Агент Империи становится Снайпером или Оперативником, а охотник за головами – Техником на Наемником. В зависимости от выбранного продвинутого класса при развитии персонажа нужно делать ставку на точность (особенно важно для тех, кто наносит урон), выносливость (для защитников), ловкость, силу и так далее. А главное мерило крутости для всех классов – уровень Мастерства. При этом специализацию при желании можно и сменить.
Каждая специализация открывает новые стили боя (например, Ассасин специализируется на ближнем бое, а Колдун на дальнем), новые классовые умения и снаряжение. К слову, как и положено во всех MMORPG, экипировку можно создавать с помощью системы крафта.
Чем выше уровень персонажа, тем более крутое оружие и снаряжение он может использовать. Кроме того, по мере набора уровней увеличиваются некоторые показатели и появляется возможность разучивать у тренеров новые навыки. Причем есть виды умений, которые выучиваются для наших компаньонов – это позволит потом посылать их на задания, чтобы получать разные награды, бонусы или, например, собирать ресурсы для крафта.
Каждая специализация открывает новые стили боя (например, Ассасин специализируется на ближнем бое, а Колдун на дальнем), новые классовые умения и снаряжение. К слову, как и положено во всех MMORPG, экипировку можно создавать с помощью системы крафта.
Чем выше уровень персонажа, тем более крутое оружие и снаряжение он может использовать. Кроме того, по мере набора уровней увеличиваются некоторые показатели и появляется возможность разучивать у тренеров новые навыки. Причем есть виды умений, которые выучиваются для наших компаньонов – это позволит потом посылать их на задания, чтобы получать разные награды, бонусы или, например, собирать ресурсы для крафта.
А ещё в Star Wars: The Old Republic есть уникальная система Наследия. После прохождения первой сюжетной главы вы выбираете уникальную наследственную фамилию, которая распространится на всех ваших персонажей в пределах выбранного сервера. После этого все их успешные действия и достижения приносят общие очки опыта и в итоге повышают уровень Наследия, что в свою очередь открывает новые интересные возможности, бонусы, снаряжение и навыки для всей вашей «семьи» персонажей и их компаньонов.
Наконец, еще одной и тоже довольно уникальной по нынешним временам особенностью можно назвать тот факт, что во все это можно играть как по правилам современной условно-бесплатной игры с всеми полагающими возможностями вроде аналога боевого пропуска и встроенным магазином (там мы тратим «картельные монеты»), так и по платной подписке. Разница между обычными игроками и подписчиками может и не всегда принципиальная, но она есть. Например, смена специализации и титулов для подписчиков бесплатна, а вот остальным придётся заплатить внутриигровыми кредитами.
Наконец, еще одной и тоже довольно уникальной по нынешним временам особенностью можно назвать тот факт, что во все это можно играть как по правилам современной условно-бесплатной игры с всеми полагающими возможностями вроде аналога боевого пропуска и встроенным магазином (там мы тратим «картельные монеты»), так и по платной подписке. Разница между обычными игроками и подписчиками может и не всегда принципиальная, но она есть. Например, смена специализации и титулов для подписчиков бесплатна, а вот остальным придётся заплатить внутриигровыми кредитами.
Заключение
Star Wars: The Old Republic – действительно уникальная игра. Это выражается и в том, как разработчики сумели совместить полноценный сюжет, отличные диалоги, квесты и моральные выборы с классическими ММО-механиками. И в том, что даже спустя столько лет игра выглядит эпичной, красивой, богатой на возможности, очень увлекательной и вполне актуальной.
Zarium. Декабрь 2022
Zarium. Декабрь 2022