Escape from Tarkov — хардкорный шутер для ценителей жанра

Блог
Escape from Tarkov — «гадкий утёнок» российской игровой индустрии. На этапе альфа-версии шутер приняли весьма прохладно, но уже через несколько лет его назвали эталоном баланса между сложностью и увлекательностью. Творение студии Battlestate Games не знает себе равных по нюансам симуляции боя. Поэтому на YouTube выходят ролики, где военные специалисты вроде американских морпехов на полном серьёзе рассуждают о реалистичности EFT, сравнивая виртуальные сражения с настоящими. И хотя игра до сих пор в состоянии бета-теста, её популярность продолжает расти. Пора разобраться, что боевик предлагает прямо сейчас и какие эмоции он дарит тысячам геймеров по всему миру.

О чём эта игра?

Вам известен мем по мотивам сериала «Рик и Морти»: «Давай, вошли и вышли, приключение на 20 минут»? Эта шутка отражает и суть Escape from Tarkov. Основное занятие в игре — рейды: сперва надо снарядить персонажа, выбрать карту, на которой вы хотите повоевать, постараться уцелеть на поле боя и затем покинуть локацию через одну из специальных точек выхода. На словах дело кажется плёвым, но осуществить его на практике чрезвычайно сложно. Чтобы уйти из Таркова живым, надо не только уметь стрелять, но и хорошо знать карту, с умом экипироваться и трезво оценивать обстановку — большинство смертей здесь связано с тем, что игроки недостаточно грамотно действуют и берут на себя больше, чем могут вынести. Но обо всём по порядку.
Действие игры разворачивается в вымышленной вселенной Russia 2028. Согласно здешней предыстории, в городах Норвинск и Тарков на северо-западе страны власти создали свободную экономическую зону под контролем ООН и России. Некоторое время затея казалась успешной, но её разрушила коррупция. Мэр Таркова в обмен на взятки выделил слишком много собственности британской корпорации TerraGroup, которая специализировалась на технологиях для сельского хозяйства. И когда следственный комитет начал расследовать действия нечистых на руку дельцов, те прибегли к помощи частной военной компании (ЧВК) United Security, она же USEC. Нагнетание атмосферы привело к тому, что иностранные наёмники затеяли перестрелку с отрядом ОМОН, а затем офис TerraGroup, который штурмовали российские силовики, был взорван. Ситуация стала угрожающей. В Норвинскую зону вошли миротворцы ООН, а также бойцы российской ЧВК Battle Encounter Assault Regiment — BEAR.

Чтобы избежать масштабной войны, Россия представила BEAR как независимую группировку, а не часть своих вооружённых сил. Тем не менее задача «Медведей» — сбор улик против TerraGroup для следственного комитета. С этой целью бойцы заблокировали выходы из Таркова, тогда как сам город фактически превратился в поле боя. Отсюда эвакуировали всех мирных жителей, дома, офисы и заводы остались заброшенными, на улицы вышли банды мародёров (их в игре называют дикими, а на сленге геймеров — дикусами). В довершение этих бед загадочный взрыв вырубил все электронные устройства: Тарков погрузился во тьму, так что оперативники двух ЧВК остались без связи со своими штабами.

Стоит сразу отметить, что вселенную Russia 2028 отличает продуманность антуража и происходящих в ней конфликтов. По её мотивам сделали не только Escape from Tarkov, но ещё написали книги и даже сняли под руководством автора игры Никиты Буянова и режиссёра Антона Розенберга сериал «Рейд». Сегодня весь видеоматериал собран в полнометражный фильм и выложен на официальном канале студии Battlestate Games. Это своеобразная реклама: если по душе подобное кино, то перестрелки в интерактивном шутере тоже понравятся. Но имейте в виду, что в произведении нашлось место и для кровавых сцен, и для крепкого словца.
Чтобы приобщиться к игре, новичку надо зарегистрировать аккаунт на сайте Escape from Tarkov и купить цифровую копию любым удобным способом, после чего она станет доступна для скачивания на компьютер. Есть разные версии боевика, от Standard Edition до Edge of Darkness — все они различаются по цене и набору стартовых предметов, но каких-то особых преимуществ не дают. После установки следует определиться со стороной конфликта, создав персонажа из группировки USEC или BEAR. Это, опять же, чисто эстетический момент, ведь в сражении все наёмники равны. Если, конечно, не считать произносимые ими фразы: «Юсеки» командуют по-английски, а «Медведи» ругаются матом. Ещё от выбора ЧВК зависит начальный комплект экипировки и оружия. Нравятся пушки НАТО? Тогда берите бойца United Security. Впрочем, со временем вы всё равно что-то теряете, что-то находите — и арсенал становится более разнообразным.

Итак, ваш первый рейд: надо зайти и выйти, на всё около 20 минут. Не успели вовремя добраться до точки эвакуации — смерть. Попали в засаду — смерть. Забыли вовремя поесть и попить — смерть. Случайно забрели за границу карты — смерть. Схлопотали пулю, но с собой нет медикаментов — смерть. Спрыгнули, неверно рассчитав высоту, — смерть. Погибнуть в игре можно массой способов, но общее у этих ситуаций одно: после гибели персонаж теряет всё, что нёс с собой, кроме содержимого маленького подсумка. А вещи влетают в копеечку. Поэтому каждый выход на поле боя полон компромиссов. Приходится решать, что брать с собой и что оставить в схроне — вашем хранилище предметов. Бывает, уходишь с одним ружьём и возвращаешься с богатым уловом, а случается и так, что оснащаешь бойца по полной программе и теряешь его на первых же минутах рейда.

Подготовка к вылазке происходит во вкладке меню «Вещи». Справа расположен схрон со всеми доступными предметами, от пушек и боеприпасов до денег, которые отображаются в виде пачек купюр. Слева — фигурка наёмника. Можно оснастить его шлемом или простым головным убором, тактическими наушниками и очками, надеть маску и повязку, а также бронежилет. Оружейных ячеек четыре: под основной и дополнительный стволы, пистолет и нож. В последний слот нередко кладут топор — ближний бой случается редко, но зарезать кого-то всё равно труднее, чем зарубить. Вдобавок можно нацепить разгрузку для переноса патронов, магазинов и гранат, рассовать что-нибудь мелкое в карманы и подсумок, а в окошко «Рюкзак» — вставить тот же рюкзак или сумку, чтобы таскать добычу. То есть теоретически ничто не мешает зарядиться перед рейдом на всю катушку. Но на практике в полной выкладке ходят наиболее успешные и опытные игроки. Если раз за разом терять персонажа в бою, у вас просто не останется экипировки.
За сборами следует выбор карты. Новичку со старта доступны шесть разных локаций: Лес, Таможня, Развязка, Завод, Резерв и Берег. А если удалось найти специальные ключи и напарников, можно нагрянуть в Лабораторию. Самого Таркова, как это ни странно, в Escape from Tarkov пока что нет — улицы города разработчики обещают добавить позднее. Но и существующих мест хватает с головой, ведь каждое приходится изучать вплоть до последнего забора и пня. Потому что привычные элементы интерфейса вроде меток, указателей цели, азимутальной шкалы и топографических схем в шутере попросту отсутствуют. Разве что удастся раздобыть компас, который опять же бесполезен без понимания, что где находится. Прибор не покажет ту самую дыру в заборе, через которую надо покинуть карту и вынести собранное добро. Вот и получается, что знакомство с каждой локацией — отдельная эпопея.

Одной карты, такой как Лес или Развязка, хватит на несколько недель плотного экшена. За это время вы запомните все точки выхода, места появления ценной добычи и диких — врагов под управлением искусственного интеллекта, а также узнаете кое-что о тактических свойствах локации. Например, в том же Лесу снайперское оружие полезнее, чем на уже упомянутой Развязке.

Постоянно рисковать основным персонажем нет нужды — раз в 20 минут можно отправиться в рейд за дикого. Оснащение бандита формируется на старте случайным образом и остаётся за вами, если удастся сбежать из Таркова, поэтому всегда есть шанс получить даром шлем, разгрузку, бронежилет или приличную пушку. Игра за мародёра предлагает и другие бонусы: во-первых, по нему не стреляют другие дикие, если, конечно, не пальнуть по кому-то из них с перепугу, во-вторых, заброска на карту происходит во второй половине матча, вплоть до 10 минут до конца. На практике это даёт простор действий без живых ЧВК, зато с кучей мёртвых. Остаётся лишь собрать с бездыханных тел трофеи и уйти по-английски.

В естественной среде обитания дикий дикому глаз не выклюет, а вот для оперативника USEC или BEAR бродяги представляют серьёзную проблему. Если бандитом не управляет живой человек, это компьютерный персонаж — болванчик по сути. Только опасный: он пользуется укрытиями, маневрирует, сам себя лечит, замечает вас издалека, а стреляет метко. Особенно опасно, когда мародёры ходят группами по три-четыре бойца. Их может выдать как просто появление в поле зрения, так и восклицание, обычно матерное, при виде ЧВК. А ещё звук шагов, но для контроля таких моментов надо брать с собой на вылазку наушники. С другой стороны, расправа над дикусом редко приносит богатую добычу. Исключение составляют боссы, убийство которых сродни подвигам Геракла — это самые сильные противники в Escape from Tarkov.
Вернуться из рейда с добычей — большое событие для начинающего игрока. После ратных подвигов наступает передышка: можно подлечить персонажа, если он был ранен, заглянуть к торговцам за патронами и другими припасами, которые не удалось добыть в бою, а также разместить трофеи в схроне. Поскольку количество ячеек здесь ограничено, а объём добычи постоянно растёт, хранение вещей превращается в ещё ту задачу. В ход идут набитые добром рюкзаки, вложенные в другие рюкзаки, сортировка по размеру и типу — геймеры называют этот процесс «тетрисом». Какие-то предметы есть смысл продать торговцам или на барахолке, где тусуются пользователи. Другие вещи нужны для выполнения заданий и обустройства убежища — вашей личной базы из двух десятков комнат с потенциалом улучшения каждой.

Подробнее о картах

Каждая локация в Escape from Tarkov предлагает уникальный игровой опыт. Это значит, что от карты зависят и способы подготовки к рейду. Размер поля боя, виды добычи, планировка зданий, точки появления и количество диких — всё это различается, и порой радикально. Поэтому нет ничего удивительного в том, что геймер выбирает себе пару-тройку карт и проводит там большую часть времени. Лишь одно сближает все уровни — их дизайн навеян картинами бывшего СССР, с индустриальной разрухой, гаражными кооперативами, бетонными заборами «в квадратик», разбитыми «Ладами» под окнами хрущёвок. Находишь здесь банку сгущёнки с сине-белым орнаментом, шоколад «Алёнка» или сухарики «Емеля» — и понимаешь, что ты дома. Но это лишь приятный фон, а для побед важны другие нюансы. Поговорим о них подробнее.

  • Завод — бывший химический комбинат TerraGroup. Огромное замкнутое помещение из нескольких секций с шестью точками выхода, коридорами, мостками и туннелями в подвале. Две главные особенности карты — слабое, хоть глаз выколи, освещение и отсутствие мест для дальних атак. Первое обстоятельство вынуждает напрягать зрение, а второе делает бесполезным снайперское оружие. В основном бои ведутся на ближней дистанции, так что на Заводе пригодится максимум брони. Не будет пылиться и топор, поскольку здесь случаются разборки в тесных коридорах. Босса локации зовут Тагилла — он ходит без свиты и использует оригинальную тактику: ранив ЧВК-шника из автомата, подбегает к жертве и добивает молотом. После убийства Тагиллы можно поднять с него огнестрел, молот, сварочную маску и разгрузку-плитник 6 класса защиты.
  • Таможня — территория рядом с заводом. Это весьма большой участок местности, где расположены таможенный терминал, хранилища мазута, КПП, АЗС, гаражи, бытовки, пара общежитий и заброшенная стройка. За исключением перестрелок в зданиях, здесь открыт настоящий простор для любителей сидеть в засаде и смотреть на врага сквозь оптику. Учитывая размер локации, точек выхода из неё более 20, но надо помнить, что в каждом отдельном матче и при игре за разные фракции активными могут быть только несколько. Например, выход «Блокпост ВС РФ» полезен для бойцов ЧВК в том случае, если над ним горит прожектор. Объекты, богатые добычей, — АЗС, терминал, так называемая Крепость (форт с бункером на холме) и общежития. Последние представляют собой два здания с множеством комнат — здесь всегда опасно из-за любителей наживы и засад. Босса Таможни зовут Решала. Сам по себе он не очень-то грозен, зато его свита готова забросать гранатами и расстрелять любого, кто подойдёт слишком близко. Главный трофей с Решалы — золотой пистолет ТТ.

  • Лес — карта просторная, но несколько однообразная. Состоит в основном из рощ, озёр, небольших посёлков, холмов и валунов, на которых можно оборудовать снайперскую позицию. Из достопримечательностей — лесопилка, военный лагерь и два бункера. Оружие ближнего боя здесь практически бесполезно, зато умение прятаться в зарослях, тепловизор, тактическая гарнитура и винтовка с оптикой пригодятся почти наверняка. По окрестностям лесопилки бродит босс локации — Штурман, которого сопровождают два охранника с высокоточным оружием. С большой вероятностью они заметят вас раньше, чем вы их. Поэтому охота на Штурмана предполагает осторожные перебежки и разведку, а в случае удачи вас ждёт одна из лучших пушек в игре — СВДС с прицелом «Беломо ПСО 1М2 4х24». Классная штука для отстрела диких и партизанской войны с ЧВК.
  • Развязка, согласно истории Таркова, служила узлом эвакуации мирных жителей. Это огромный торговый центр с прилегающей территорией. Вокруг можно видеть остатки техники МЧС, здание ТЭЦ, картинг, парковку, есть несколько тайников с припасами, но главный интерес представляет, конечно же, ТЦ. Именно сюда и надо бежать, как только вы появляетесь на карте. Внутри расположены мебельный магазин IDEA, хозяйственный OLI и продуктовый «Гошан». На втором и третьем этажах основного корпуса — ряды бутиков помельче. На Развязке можно разжиться массой полезных предметов: например, вынести дорогущую видеокарту из отдела электроники, раздобыть пушку и обвесы к ней в оружейной лавке KIBA (подав туда электричество из ТЭЦ), набрать мешок еды и напитков в «Гошане». Охраняет карту, помимо рядовых диких, бандит Килла с подельниками. Ходит он с РПК, в уникальном шлеме и бронежилете — всё это заберёт храбрец, который сумеет его прикончить.
  • Резерв — секретная военная часть. Здесь хранится огромное количество припасов, поэтому на карте всегда оживлённо. Для удобства ориентирования все бункеры и постройки помечены символами: скажем, на стене штаба ВЧ красуется шахматный слон, на ремонтном депо — ладья, а на радиолокационной станции — ферзь. Локация предлагает разные стили перестрелок: кому нравятся бои в замкнутых пространствах, тот может повоевать в казармах, а кто предпочитает снайперское оружие, волен выбрать любое из возвышений над бункерами. Точек выхода с Резерва — десять, причём одна из них оригинально оформлена. Беглецам надо дождаться поезда, который прибывает за 7 минут до окончания матча. Главаря карты зовут Глухарь, он передвигается со свитой из шести боевиков. Если разделаться с этой бандой, вы уйдёте с крутыми пушками, дорогостоящей экипировкой и редкой добычей, включая ключ-карты от локации Лаборатория.
  • Берег — курортная часть Таркова, где расположены посёлки, лодочная станция, метеостанция, АЗС и санаторий «Лазурный берег», состоящий из нескольких корпусов. По легенде именно отсюда эвакуировались сотрудники TerraGroup в начале конфликта, поэтому в санатории осталось множество припасов, в том числе медикаментов, денег и полезной электроники. Босс — Санитар, которого можно встретить на территории «Лазурного берега», на моле или в коттеджном посёлке. Он бродит в компании двух телохранителей, а во время перестрелки способен усиливать себя и свою свиту за счёт стимуляторов. Основная добыча от устранения этой ватаги, помимо пушек, брони и разгрузок, — сумка Санитара с лекарствами и хирургическими наборами.
Таковы, если вкратце, шесть основных локаций, каждую из которых можно исследовать как в одиночку, так и группой. Есть ещё, конечно, Лаборатория — подземный комплекс TerraGroup. Только здесь нечего делать без напарников, набора ключей от комнат и серьёзного опыта за плечами. Ведь любое важное действие в этом подземелье включает систему оповещения, после чего на уровень прибывает группа бойцов под управлением искусственного интеллекта — сражаться с ними несколько сложнее, чем с обычными дикими. Вдобавок точки выхода требуют для активации дополнительные действия: то надо подать на дверь питание, то нажать кнопку или рубильник в другом помещении — просто так отсюда не удрать, поэтому готовить побег лучше командой.

Важная особенность любой карты — наличие запертых помещений, где лежит добыча. И чем ценнее спрятанное внутри, тем сложнее достать ключ — он либо редко встречается, либо дорого стоит, либо охраняется крепким врагом. Например, если повезёт, синюю ключ-карту от Лаборатории получится найти на Заводе или на Берегу, а если нет, за неё придётся сражаться с Глухарём на Резерве и Штурманом в Лесу — у них этот предмет появляется с гораздо большей вероятностью. Коллекция ключей от тайников той или иной локации способна позволяет вынести большое количество ценностей. Правда, не стоит забывать и о риске потерять всё после гибели вашего персонажа, так что наиболее редкие ключи следует держать в подсумке.

Оружие и экипировка

Взаимодействие с пушками в Escape from Tarkov проработано лучше, чем в любом другом шутере. Во-первых, не придраться к эстетике: все образцы оружия прекрасно выглядят, а анимации с ними точно созданы по движениям профессиональных стрелков. Даже проверка количества патронов оформлена так же, как в реальности. Счётчика патронов здесь нет, и когда персонаж отсоединяет магазин, чтобы осмотреть его, игра пишет, что он полон, пуст или содержит около половины от нужного запаса. При разрядке или зарядке обоймы патроны вынимаются и добавляются по одному — для некоторых стволов, таких как СКС и винтовка Мосина, можно брать боеприпасы россыпью и вручную досылать их в патронник по мере расхода. Если в разгрузке нет места, то при смене магазинов пустой будет выброшен на землю. Подобных нюансов в произведении Battlestate Games много, и все они красиво сделаны. Никаких упрощений, характерных для жанра.

Во-вторых, конструкция самих пушек продумана досконально: они разбираются на десятки составных частей и снабжаются любыми обвесами, какие только есть в реальной жизни. Можно смастерить из отдельных деталей уникальный ствол или воспользоваться готовым чертежом, если, конечно, под рукой есть необходимые компоненты. При этом не все части одинаково сочетаются между собой: одни попросту не влезут в механизм, а для других необходимы переходники. Учитывая такую детализацию, сборка и улучшение оружие в игре — процесс не менее сложный, чем исследование той или иной карты. Огнестрел в «Побеге из Таркова» представлен несколькими разновидностями:

  • Штурмовые винтовки — самый многочисленный и востребованный на поле боя класс. Одних только автоматов Калашникова в нём почти 20 видов, причём внутри каждого доступны конструкционные изменения. Например, с АКМС можно использовать 15 моделей магазинов разного объёма, ставить ресиверы шести моделей, использовать одну из 17 доступных пистолетных рукоятей, не говоря уже о массе прицелов, фонарей и других дополнений. Из натовских стволов в этом классе представлены DT MDR конфигурации булл-пап, «Кольт» M4A1, HK 416A5 и MCX от SIG Sauer.
  • Штурмовые карабины — винтовки, предназначенные для ведения огня одиночными выстрелами, а не очередями. Сюда входят СКС и ОП-СКС, две модели «Вепрь Хантер», российский карабин ADAR, созданный на основе AR-15, Kel-Tec RFB и другая классика для боёв на средней и дальней дистанции.
  • Марксманские винтовки — они же «снайперки». СВД, «Винторез», SR-25, RSASS — всё для убийства издалека и наверняка. В этот же класс логично добавить и так называемые болтовые винтовки, включая трёхлинейку Мосина, M700 и бесшумную ДВЛ-10 «Диверсант».
  • Пулемёты — весьма неоднозначный класс. Из-за прицельной дальности, отдачи, разброса и длительности перезарядки область применения пулемёта невелика. С другой стороны, ничто не мешает взять с собой РПК и побегать по Заводу в режиме терминатора, выкашивая всех врагов в коридорах и туннелях.
  • Пистолеты-пулемёты представлены массой моделей, от классических MP5, Vector и «Кедра» до MP7A1 и MP7A2, которые расходуют патроны калибра 4,6х30 мм, разработанные специально для этих стволов. «Пэпэшка» — оружие с низким уровнем отдачи и высокой скорострельностью, а потому хорошо подходит для засад и боёв в замкнутом пространстве. Но надо делать поправку на боеприпасы — не всякий класс брони им по зубам.
  • Дробовики — орудия если не убийства, то уж точно выведения из строя. На их счету немало отстреленных конечностей и летальных кровотечений. В игре представлены всего восемь моделей, от «Сайги» и ТОЗ до помпового ружья М870 производства Remington. Но большого разнообразия здесь и не требуется, если учесть ограниченную область применения. При случае дробовик лучше поменять на штурмовую винтовку.
  • Пистолеты — пушки на всякий пожарный. Прихватить с собой «Макаров», ТТ, «Гюрзу» или «Кольт» М1911А1 никогда не помешает, но полагаться на подобный огнестрел в опасной ситуации — не самый лучший вариант. Тем не менее при охоте на диких он вполне способен выручить.
Теперь — сюрприз: врага в Escape from Tarkov убивает не оружие, а пуля. Вы можете сколько угодно возиться с пушкой, меняя её шумность, точность, эргономику, прицельную дальность, вес, разброс и отдачу. Но даже самый крутой ствол плохо себя покажет на поле боя, если стрелять дешёвыми боеприпасами. Выбор последних в игре — просто огромный. Например, для одной только натовской «эмки» калибра 5,56х45 есть оболочечные пули со стальным наконечником, пули с медным сердечником, трассеры со свинцом и без, бронебойные обычные и SSA, учебные с композитным сердечником, охотничьи, специальные охотничьи, пули с открытым свинцовым носом и медным основанием. У каждой из них свои баллистические свойства: одна не рикошетит, другая дальше летит, третья обладает дозвуковой начальной скоростью, четвёртая пробивает бронежилеты определённых классов. То же самое касается остальных калибров, поэтому перед рейдом важно не только выбрать оружие, но и взять из схрона правильные расходники. Или купить — если у вас хватает игровой валюты, конечно.

Второй по важности пункт оснащения после ствола и патронов — защита. Здесь, как и с оружием, выбор на все лады. Бронежилеты и шлемы, в зависимости от прочности, делятся на шесть классов. Причём играет роль даже конструкция: самый крепкий шлем без забрала не остановит пулю, летящую прямо в лицо, а бронежилет не всегда прикрывает шею, плечи и пах. Нагрудник с бронепластиной выдержит попадание из винтовки, но окажется бесполезен против выстрела дробью в руку или ногу. Ещё следует учитывать вес и эргономику защиты: закутавшись в латы, как средневековый рыцарь, ваш персонаж станет малоподвижен и поэтому уязвим для меткого стрелка.

Ключевым пунктом экипировки являются медикаменты. Ассортимент в игре — как в аптеке: есть анестетики, коагулянты, стимуляторы, различные наборы для перевязки и полевой хирургии, а ещё… бальзам «Звёздочка», помогающий снимать боль. Как и в реальной жизни, при анимации его использования персонаж открывает металлическую коробочку со второй попытки — юмор, понятный каждому. И хотя заранее всех ситуаций не предусмотришь, минимальный запас лекарств всё-таки надо взять. Обычно выручает аптечка, занимающая в инвентаре один-два слота. Она поможет остановить слабое кровотечение, справиться с шоком и забинтовать рану. А вот для серьёзного повреждения вроде перелома, сильного кровотечения и потери конечности нужны хирургические комплекты. Стоит иметь в виду, что медицинские ресурсы иссякают по мере их использования, так что с одной и той же аптечкой вечно не пробегаешь.
Остальная экипировка второстепенна. Брать ли с собой разгрузку, рюкзак, съестные припасы и тактические гаджеты, это уже вам решать. Наиболее ценные вещи лучше спрятать в подсумок, он же защищённый контейнер, — отсюда ничто не пропадает даже после гибели персонажа. Если предмет не помещается в безопасные ячейки, его перед рейдом можно застраховать, уплатив определённую сумму в игровой валюте. Страховка даёт шанс возместить потерю после смерти. Но чем дороже имущество, тем вероятнее, что его заберут с убитого бойца — и тогда никакая страховка не спасёт. Наконец, стоит помнить, что не все предметы совместимы между собой. Например, бронированную разгрузку нельзя носить с бронежилетом, а некоторые шлемы не позволяют пользоваться гарнитурой. Наиболее защищённые модели, такие как «Алтын», хорошо держат удар, но глушат большинство звуков, так что в бою приходится ориентироваться на глазок.

Школа выживания

Во сколько бы шутеров вы ни играли раньше, Escape from Tarkov заставит забыть прежний опыт. Здесь вы учитесь вести себя осторожно, выбирать боеприпасы, заранее продумывать рейд, не полагаясь на авось и счастливый случай. При этом умнеет и сам персонаж: за любые действия он получает опыт и новые уровни, а также развивает ряд навыков, включая выносливость, силу, здоровье, метаболизм, эффективность лечения и скорость перезарядки оружия. На самом деле таких характеристик много, но не все они работают как надо, учитывая статус бета-версии. Тем не менее развитие важно: оно не только позволяет контролировать ситуацию на поле боя, но и даёт бонусы вне сражений — торговые сделки, например, становятся выгоднее для прокачанных героев.

Куда вы целитесь, встретив врага в игре типа Call of Duty? В голову и сердце. «Побег из Таркова» устроен достаточно сложно для пересмотра привычных рефлексов. Во-первых, здесь надо оценивать защиту противника: порой выгоднее отстрелить конечность, чем палить в бронежилет 6 класса или пытаться пробить шлем с забралом. Во-вторых, на тактику накладывает отпечаток развитая система повреждений. У каждой части тела есть свои очки здоровья и для каждого ранения существуют свои виды лечения. Скажем, руку залатать ещё можно, а вот голову — нельзя. Лёгкое кровотечение останавливается бинтами, зато для сильного нужен жгут, причём всегда остаётся риск открытия повторного кровотечения. Пробитие живота усиливает жажду, при движениях учитываются переломы костей, контузия и полный отказ конечности, когда очки её здоровья падают до нуля. Такой продуманности позавидует любой интерактивный боевик, ведь это способ сделать перестрелки умнее, чем в большинстве игр на военную тему.
Любая стычка, будь то встреча с дикими под управлением компьютера или персонажами других игроков, превращается в борьбу не только пушек, но и разумов. Важно всё: кто кого заметил первым, хорошо ли вы экипированы для драки, правильно ли выбрали место для начала атаки, есть ли простор для отступления, легко ли «читаются» действия врага. Играют роль и незначительные на первый взгляд нюансы. Обычно в жанре кто первый попал, у того и преимущество, но здесь ваша меткость может обнадёжить противника, если он поймёт, что вы используете патроны низкого качества. Или вот другая ситуация: после дуэли вы и ваш оппонент получили тяжёлые ранения, счёт идёт на секунды. И пока враг, забившись в угол, расчехляет хирургию, вы стремительно атакуете и добиваете его, а затем успеваете заштопать своего персонажа — такие победы приносят удовольствие. Впрочем, настолько же огорчает гибель от мелочей вроде жажды или голода.

Как вы уже догадались, передвижения в игре не менее важны, чем навык стрельбы. Во время рейда приходится выбирать, когда лучше бежать, где красться на корточках, а где лечь на брюхо и не шевелиться. Спринт расходует выносливость, для восполнения которой надо отдышаться в укромном месте. То есть перебежки необходимо планировать, заранее намечая укрытия и рассчитывая силы. Вроде ничего сложного, но здесь на сцену выходит жадность: чем больше груза вы с собой несёте, тем меньше сумеете пробежать, если вообще сумеете — набитый до отказа рюкзак вкупе с тяжёлой бронёй и парой винтовок сделают вашего персонажа неуклюжим ленивцем. То и дело, в зависимости от обстоятельств, Escape from Tarkov вынуждает отказываться от части добычи ради мобильности и хоть какого-то шанса вынести всё остальное.

Торговля, задания и убежище

На поле боя можно найти многое, но не всё. Большинство предметов, особенно расходники, надо покупать или выменивать у торговцев. Этих персонажей в игре восемь: Прапор, Терапевт, Скупщик, Лыжник, Миротворец, Механик, Барахольщик и Егерь, причём у каждого из них свой ассортимент. Для расчётов с одними пригодятся виртуальные рубли, другим нужны доллары и евро, третьи отдадут необходимую вам вещь только по бартеру. Выглядит это так: вернувшись из очередного рейда, вы продаёте часть добычи и тут же восполняете основные ресурсы. Например, обращаетесь к Прапору за патронами для советских стволов, а к Терапевту — за лекарствами, которые как раз закончились. В один прекрасный момент, с 15 уровня, становится доступна и Барахолка — настоящий рынок игроков, где можно найти всё, от гаек с болтами до уникальных винтовок.
Вдобавок действует институт репутации: чем лучше ваши отношения с торговцем, тем выгоднее у него цены и шире ассортимент. Повысить этот параметр помогает выполнение заданий. Не ждите замысловатого сюжета и голливудской постановки — обычно всё сводится к тому, что надо кого-то укокошить, что-то раздобыть или разместить где-то на локации метки. Есть элементарные миссии вроде расстрела пятерых диких из любого оружия и улучшения пушки на верстаке, для чего даже идти никуда не надо. Но попадаются и крайне сложные: убить 20 бойцов ЧВК с расстояния не менее 100 метров, ликвидировать 12 наёмников с помощью гранат, найти предмет, который так ловко спрятан в углу под кроватью, что без подсказки его не разглядеть. Ясное дело, ради таких поручений игроки вступают в сговоры и по очереди убивают друг друга тем способом, который указан в контракте. Однако за решение трудных задач дают солидную награду, и заодно с ростом лояльности торговцев активный геймер пополняет свой схрон.

Без торговцев не обходится и обустройство личного убежища. Чтобы сюда попасть, достаточно кликнуть по закладке в нижней левой части главного меню. Открывается вид на бункер: вот входная дверь и верстак, здесь можно построить биткоин-ферму, чтобы добывать игровую валюту, а там — поставить ящик, куда нанятые за самогон дикие будут складывать случайные предметы. Все отсеки приносят пользу, а для увеличения бонусов их надо оборудовать при помощи ресурсов. В ход идёт всё, что можно притащить из рейда: лампочки, провода, банки, реле, свечи зажигания, компьютерные комплектующие, химические реактивы и прочее барахло. Не удалось найти нужные компоненты? Решить вопрос поможет торговля. Игра всегда стоит свеч. Например, хорошо оборудованный пищеблок избавит от судорожных поисков еды на локациях, библиотека ускорит рост в уровнях, а зона отдыха сделает персонажа сильнее и выносливее.

Вывод

Escape from Tarkov — неоднозначное произведение. С одной стороны, шутер требует внимательного изучения всех его аспектов и не прощает ошибок. Никаких вам облегчённых режимов, всюду сплошной хардкор. Малейшая оплошность — и экипировка, собранная с большим трудом, отправляется в схрон чужого дяди. Это бывает весьма огорчительно — «школу молодого бойца» выдерживают далеко не все геймеры. С другой стороны, здесь лучшая симуляция перестрелок в жанре, что особенно приятно, учитывая русских разработчиков. Хорошо ощущаются вес и поведение оружия, система повреждений не знает себе равных, а жизненности добавляет анимация большинства действий, от заправки боеприпасов в магазин до поедания тушёнки. Игра однозначно придётся по душе всем, кто неравнодушен к военной теме и оружию.

06 Декабря 2021