Обзор игры Counter-Strike 2
В сентябре 2023 года поклонники одного из самых популярных онлайн-боевиков мира получили нежданный сюрприз. Компания Valve закрыла серверы Counter-Strike: Global Offensive и принудительно обновила игру до второй части. Разработчики объяснили своё решение тем, что прежняя версия устарела, а у них как раз появился более совершенный движок Source 2, который сделает шутер красивее и позволит реализовать ранее недоступные технические решения. Открыв новинку, люди поняли, что им сообщили не всю правду, — игра действительно осталась бесплатной, сохранила режимы и карты, стала визуально интереснее, но поменялось в ней многое. Разберёмся подробнее, что именно, а заодно выясним, можно ли считать вторую часть достойной заменой GO.
Новая игра по старым правилам
Действие шутера по-прежнему вращается вокруг борьбы террористов и спецназа на картах, чётко балансирующих тактические возможности. То есть ни у одной из команд нет форы — обе выступают в равных условиях. А вот задачи у сторон различаются. Бандиты должны удерживать заложников и закладывать бомбы, а силы порядка, соответственно, освобождать мирных людей и нейтрализовать взрывные устройства. Ничто не мешает победить и дедовским способом — попросту расстрелять всех оппонентов и тем самым завершить раунд в свою пользу. Но тут вступает в силу знаменитая экономика «Контры»: чем больше условий выполнит команда, тем больше денег она получит, а на эти средства покупаются пушки, гранаты, бронежилеты и прочая экипировка.
Если у вас уже была Global Offensive в библиотеке Steam, она обновилась сама — и будет запускаться точно так же, как и прежде. Чтобы сыграть впервые, надо найти шутер в магазине и добавить его на свой аккаунт, при этом денег с вас никто не потребует, ведь игра бесплатная. А после установки можно сразу в бой, причём с друзьями из Steam, которые отобразятся в лобби. Но есть вариант и для старых фанатов, недовольных обновлениями и желающих зарубиться в классику. Достаточно щёлкнуть по Counter-Strike 2 в библиотеке правой кнопкой мыши, выбрать пункт «Свойства», а дальше — вкладку «Бета-версии», где находится файл Legacy Version. Кликнув по нему, запустите ту самую Global Offensive, которой вроде как больше нет. Серверы там, правда, любительские, а не официальные, да и поддержка обещана только до 1 января 2024 года.
Но вернёмся ко второй части. Сразу после входа в игру у вас появляется выбор, включить ли сразу подбор матча или сперва размяться в тренировочном режиме. Если долго не стреляли, лучше отдать предпочтение последнему варианту, поскольку ваши навыки проверит не только «Контра», но и товарищи по команде, которым не с руки воевать в одном строю с мазилой. Шутер по-прежнему требует знания своей роли в отряде. Один, например, несёт и устанавливает бомбу на специально помеченной точке, другой должен знать, куда бросить дымовую гранату, пока напарники занимают свои места, третий сразу берёт на мушку коридор, по которому будут наступать противники, и так далее. В этом смысле всё по-старому. А что изменилось, так это правила матчей.
Но вернёмся ко второй части. Сразу после входа в игру у вас появляется выбор, включить ли сразу подбор матча или сперва размяться в тренировочном режиме. Если долго не стреляли, лучше отдать предпочтение последнему варианту, поскольку ваши навыки проверит не только «Контра», но и товарищи по команде, которым не с руки воевать в одном строю с мазилой. Шутер по-прежнему требует знания своей роли в отряде. Один, например, несёт и устанавливает бомбу на специально помеченной точке, другой должен знать, куда бросить дымовую гранату, пока напарники занимают свои места, третий сразу берёт на мушку коридор, по которому будут наступать противники, и так далее. В этом смысле всё по-старому. А что изменилось, так это правила матчей.
Теперь максимальное количество раундов в матче — 24, а не 30, как было в GO. Это значит, что две команды по пять участников играют до тех пор, пока одна не наберёт 13 побед, затем стороны меняются местами: кто был террористом, становится спецназом на той же самой карте, и наоборот. Вроде перемены не такие уж радикальные, но делают битву более напряжённой. Здесь и времени на раскачку у всех меньше, отчего возрастает значение дебюта (или, как его называют, «пистолетного раунда», когда денег за закупку мощных стволов ни у кого нет), и шансы переломить ход схватки уменьшаются. Бытует мнение, что разработчики подсмотрели эту систему в другом популярном шутере — Valorant. Там же, очевидно, подцепили и новую механику закупки снаряжения на старте каждого раунда.
Из игры убрали «колесо» — оформленное в виде круга меню покупки, которое надо было вызывать зажатием клавиши, а затем ещё кликать по нужным пунктам. У старых фанатов, заучивших комбинации наизусть, этот метод не вызывал затруднений. А вот новички то и дело ошибались, промахиваясь и приобретая не тот ствол. Сейчас «закуп» стал более наглядным, а каждому предмету выделена отдельная ячейка, что облегчает подсчёт расхода виртуальных баксов и исключает промахи. С другой стороны, появились и ограничения арсенала. Если в Global Offensive можно было купить при наличии необходимой суммы любое оружие, то здесь надо заранее распределять по пять образцов в три ряда — пистолеты, промежуточные и винтовки, — а в бою выбирать из того, что взяли.
Из игры убрали «колесо» — оформленное в виде круга меню покупки, которое надо было вызывать зажатием клавиши, а затем ещё кликать по нужным пунктам. У старых фанатов, заучивших комбинации наизусть, этот метод не вызывал затруднений. А вот новички то и дело ошибались, промахиваясь и приобретая не тот ствол. Сейчас «закуп» стал более наглядным, а каждому предмету выделена отдельная ячейка, что облегчает подсчёт расхода виртуальных баксов и исключает промахи. С другой стороны, появились и ограничения арсенала. Если в Global Offensive можно было купить при наличии необходимой суммы любое оружие, то здесь надо заранее распределять по пять образцов в три ряда — пистолеты, промежуточные и винтовки, — а в бою выбирать из того, что взяли.
Но, несмотря на эти изменения, игра осталась верна традициям. Она всё ещё требует самоотдачи от каждого. Чтобы достичь мастерства, геймеру приходится запоминать каждый уголок той или иной карты, знать, откуда и что простреливается, привыкать к поведению разных типов оружия, пользоваться более или менее приличными мышью и клавиатурой, а ещё учиться действовать в команде и вести себя по-спортивному. Потому что голосование за «кик», то есть удаление из отряда, осталось на месте. И если вы психуете из-за каждой мелочи, не понимаете целей матча или просто мешаете своим товарищам, играть с вами никто не захочет.
В чём техническое отличие от Global Offensive?
Изменения, как несложно догадаться, коснулись не только общих правил, ведь вторая Counter-Strike использует движок Source 2, а он позволяет воплотить технически сложные вещи. И первое, что бросается в глаза, — эволюция графики. Знакомые карты остались прежними архитектурно, но заиграли новыми красками, тенями и текстурами. Привлекают внимание детали. Приятно заметить, как бьётся стекло, появляется эхо в просторных помещениях, как ведёт себя горючая смесь в бутылке с коктейлем Молотова, да и вода в лужах стала похожей на настоящую жидкость. Такие моменты обогащают опыт от знакомства с обновлённой «Контрой», но не отвлекают от главных задач.
Некоторые изменения оказывают прямое влияние на перестрелку. Взять тот же коктейль Молотова: огонь после броска ведёт себя по правилам физики, реалистично растекаясь и взаимодействуя с декорациями. Интересно доработаны и дымовые шашки, или «смоки». Облако из них рассеивается с учётом стен, окон и дверных проёмов, играет на свету. А если сквозь дым пролетает пуля или в нём происходит взрыв, это локально убирает марево и позволяет на мгновение разглядеть, что находится за ним. То есть, хорошо зная карту, игрок может ненадолго пробить в облаке просвет и, заметив там врага, сразу пальнуть по нему. Добавляют забот и тени, которые отбрасываются везде и по всем правилам, а не в избранных местах, так что быть скрытным теперь сложнее.
Вообще возросшее качество графики усложнило засады, ведь прячущегося в тёмном углу кемпера проще обнаружить. Вроде мелочь, но для опытных геймеров эти изменения складываются в серьёзный пересмотр знакомых правил. Кто чувствовал себя в Global Offensive, как рыба в воде, теперь меняет привычки — вплоть до выбора места для ведения огня и раскидки гранат на старте раунда. С другой стороны, из-за апгрейда игры возникли некоторые проблемы. Появились места, где можно залезть на крыши зданий и бегать по ним, постреливая в ничего не подозревающих противников, а ещё эффекты аудио порой комбинируются таким образом, что вычислить врага по звуку становится очень сложно. Вероятно, всё это поправят патчами.
Вообще возросшее качество графики усложнило засады, ведь прячущегося в тёмном углу кемпера проще обнаружить. Вроде мелочь, но для опытных геймеров эти изменения складываются в серьёзный пересмотр знакомых правил. Кто чувствовал себя в Global Offensive, как рыба в воде, теперь меняет привычки — вплоть до выбора места для ведения огня и раскидки гранат на старте раунда. С другой стороны, из-за апгрейда игры возникли некоторые проблемы. Появились места, где можно залезть на крыши зданий и бегать по ним, постреливая в ничего не подозревающих противников, а ещё эффекты аудио порой комбинируются таким образом, что вычислить врага по звуку становится очень сложно. Вероятно, всё это поправят патчами.
Но настоящим камнем преткновения для фанатов стала система регистрации изменений на поле боя. Ещё её называют «тикрейтом» — это частота обмена информацией между клиентом и сервером, позволяющая синхронизировать эффекты от действий всех бойцов на карте. Global Offensive поддерживала отправку 128 пакетов данных в секунду, то есть выстрел по цели регистрировался почти мгновенно, независимо от того, в каких обстоятельствах он произведён, — хоть в прыжке, хоть на бегу, неважно.
В Counter-Strike 2 сотрудники Valve предложили другой подход — Sub-Tick. Теоретически разница между двумя решениями в том, что Sub-Tick учитывает инерцию и другие факторы при расчёте траектории. Стрельба на бегу, например, чуть-чуть отклоняет точку попадания пули в сторону движения вашего персонажа. Но на деле система несколько отличается от задумки разработчиков — по причине разного качества соединения у игроков. И выглядит это так, будто тикрейт в 128 заменили на 64.
В Counter-Strike 2 сотрудники Valve предложили другой подход — Sub-Tick. Теоретически разница между двумя решениями в том, что Sub-Tick учитывает инерцию и другие факторы при расчёте траектории. Стрельба на бегу, например, чуть-чуть отклоняет точку попадания пули в сторону движения вашего персонажа. Но на деле система несколько отличается от задумки разработчиков — по причине разного качества соединения у игроков. И выглядит это так, будто тикрейт в 128 заменили на 64.
Подробнее о картах и режимах
Сейчас в игре доступны только десять карт, зато все они хорошо знакомы по Global Offensive. В группу «Сигма» попало разминирование на Mirage, Overpass, Vertigo и Ancient. В группе «Дельта» — Inferno, Nuke и Anubis. Для «Боя насмерть» выделена локация Dust II, а спасать заложников предлагается на Office и Italy. Никуда не делся и режим «Напарники», когда соревнуются две команды по два человека, — в него можно зарубиться на Overpass, Inferno, Vertigo и Nuke. Во время тренировки ничто не мешает исследовать любую из этих местностей. Как видим, выбор есть, но старым фанатам он всё равно кажется недостаточным. Нет сомнений, что со временем во вторую часть будут перенесены все значимые карты из прежней версии.
Одним из главных нововведений CS2 выступил рейтинговый режим Premier. По замыслу разработчиков, именно в нём должны определяться сильнейшие игроки и проводиться киберспортивные состязания. Здесь в общем зачёте растёт не команда, а каждый пользователь по отдельности, есть голосование за карты, чтобы выбранная локация устраивала обе стороны, и строгий отбор участников по их эффективности в предыдущих боях, то есть MMR (от английского термина matchmaking rating). Уже доступна таблица с 1000 лучших пользователей шутера во всём мире — её верхушку предсказуемо заняли азиаты. Но ко второй «Контре» присматриваются киберспортивные команды из США и Европы, так что посмотрим, как изменится расклад в будущем.
Заключение
Компания Valve одним махом завершила 11-летнюю историю Global Offensive, но вменить разработчикам можно разве что резкость, с которой они это провернули. Игра объективно стала красивее и даже технологичнее, чем прежняя версия. Что же касается сокращения набора карт и мелких проблем, это наверняка поправят патчами — так всегда бывает. Главное для фаната «Контры» и соревновательных боевиков в целом, что CS продолжает жить, радовать геймеров и требовать от них, как и прежде, меткости, знания локаций, реакции и тактической смекалки. Поэтому вторая Counter-Strike не только бросает вызов навыкам геймера, но и способна занять место предыдущей в списке киберспортивных дисциплин.
Zarium. Октябрь 2023
Zarium. Октябрь 2023