CS GO: классика киберспорта

Блог
Это классика, знакомая ещё по компьютерным клубам: участники матча делятся на команды террористов и спецназа, а затем воюют друг против друга на карте, где есть и помещения, и открытые пространства, и коридоры с укрытиями, и обходные пути. История Counter-Strike началась в конце 90-х, когда два энтузиаста решили создать модификацию о бандитах и полицейских для популярного тогда боевика Half-Life. С тех пор игра выходила в нескольких версиях, от ранней 1.6 до нынешней Global Offensive, став в итоге эталоном онлайн-шутеров с видом от первого лица и заодно дисциплиной киберспорта. Разбираемся, чем она привлекает публику сегодня.

О чём игра?

Перестрелки становятся доступны сразу после установки игры — разминаться на тренировочных площадках никто не заставляет, а все тонкости постигаются на практике. Бояться здесь нечего, ведь алгоритм подбирает союзников и соперников таким образом, чтобы у всех были одинаковые шансы. И даже новичок, впервые оказавшийся на поле боя, получает возможность на других посмотреть и себя показать. Никто не мешает ещё и друзей с собой позвать — бесплатная Steam-версия Global Offensive отображает в главном меню слева всех френдов, которые доступны для участия в матче.

Counter-Strike традиционно предлагает сражения двух форматов: закладку бомбы и освобождение заложников. В первом террористы должны активировать взрывчатку на любой из двух точек, а спецназовцы — обезвредить устройство, пока тикает таймер. Во втором случае плохиши обороняют здание с запертыми внутри гражданскими, а копы берут укрепление штурмом и выводят столько заложников, сколько сумеют спасти. Оба вида битв могут быть выиграны и за счёт обычной ликвидации противников: если погибнут все враги, победа будет засчитана даже без бомб и пленников. Каждый матч делится на 15 раундов, то есть команде надо одержать 8 побед, чтобы завоевать первенство. А отряды вольны меняться ролями: например, начав за террористов, вы после середины партии переходите на сторону спецназа, и наоборот.
Участники матча делятся на две команды по десять человек. И для всех ведётся статистика, по которой можно понять, кто в отряде приносит пользу, а кто валяет дурака — здесь отображается количество убийств с ранениями, поддержка товарищей и общий счёт по очкам. Примером неспортивного поведения считается выход из партии до окончания раунда — в этом случае вы не только подводите своих, но и получаете бан на полчаса. Повторное нарушение ведёт уже к часовому запрету на участие в матчах с другими пользователями, а третье чревато баном на сутки. Уличать ненадёжных геймеров могут и сами члены команды, для чего в Counter-Strike предусмотрено голосование — через него выставляют вон читеров, использующих для победы жульнические программы, грубиянов и прочих сомнительных личностей. Даже если вы с чем-то не справляетесь и допускаете по неопытности ошибки, это ещё не повод срываться на оскорбления или сбегать в лобби. В подобных ситуациях лучше учиться, а не психовать: пав в бою, достаточно включить «Режим наблюдения» и наблюдать за действиями оставшихся в живых, чтобы приобрести полезный опыт.

Ещё выручают боты — персонажи под управлением искусственного интеллекта. Если дома нет интернета или не задалась драка против живых оппонентов, можно запустить одиночный режим с компьютерными болванчиками. А при нехватке участников в обычной партии игра добавляет ботов и в команды. Заметить их отличие от живых людей новичку бывает сложно, ведь действуют они вполне грамотно и представляют опасность на любой дистанции. Дополнительно прокачать меткость помогает «Инструктаж» — карта для тех, кто хотел бы размяться перед важным матчем или просто испытать в деле новую мышь. По сути, это обычный тир, где надо бегать от одного стенда к другому, попутно расстреливая мишени и манекены.

Кроме обычных схваток, в Global Offensive доступны соревновательные. Здесь всё те же заложники и бомбы, но есть и ряд особенностей. Раундов в матче больше — целых 30, причём смена ролей происходит автоматически после 15 раунда. Если счёт обеих команд составляет 15-15, то объявляется ничья. Соревновательный режим, в отличие от обычного, приносит вознаграждение за победы, позволяет расти в уровнях и получать новые звания, смотреть повторы перестрелок и вести огонь по своим. То есть читер или хулиган, желающий испортить игру другим, сразу становится проблемой для всей команды — и его изгоняют быстрее, чем из обычного матча. Ещё доступны рейтинговые бои, позволяющие приобретать звания и продвигаться по глобальному списку лидеров. Но для участия в таких сражениях надо иметь аккаунт «Прайм» — он покупается за деньги, а добиться его бесплатно с июня 2021 года, увы, нельзя. Зато в перестрелках владельцев премиальных аккаунтов куда меньше жульничества и клоунады, ведь все дорожат своим статусом и относятся к игре серьёзно — по-спортивному.
Шутер Counter-Strike неспроста стал дисциплиной киберспорта. Баланс в нём идеальный, купить победу или какое-либо усиление невозможно, а успех во многом зависит от сноровки геймера и слаженной работы всей команды. В сыгранном отряде роли обычно распределяются заранее — на старте каждого раунда, когда бойцы закупают снаряжение. Один сразу топает в засаду со снайперской винтовкой, другой бросает дымовую гранату, чтобы прикрыть наступление товарищей, у террористов наиболее опытному доверяют переноску и закладку взрывчатки, у спецназа мастерский стрелок прикрывает эвакуацию заложников. Для эффективных действий надо не только иметь хорошую реакцию и зоркий глаз, но ещё и знать назубок каждый угол карты — понимать, что значит «Раш на Б», «Снайпер на Коврах», «Замес на Банане», «Лезут из Тёмки», когда эти фразы звучат в наушниках. Голосовой и текстовый чаты играют в матче огромную роль, ведь без общения не получится координировать действия отряда.

Игроки в CS вообще используют массу терминов, способных сбить с толку непосвящённого человека. Вот некоторые из них: «плейнт» — точка закладки бомбы, «пик» — проверка местности путём выглядывания из-за укрытия, «байт» — провокация противника на определённые действия (например, на бросок гранаты или передвижение из одной точки в другую), «стрейф» — бег боком, делающий вас трудной мишенью и позволяющий стрелять на ходу, «аим» — умение быстро навестись на цель с помощью мыши, «префайр», он же «преф» — выстрел из укрытия туда, где предположительно будет находиться враг, то есть огонь на опережение. Конечно, это не все словечки из лексикона поклонников шутера. Есть ещё термины, имеющие отношение к особенностям карт, оружию и условиям матча, о чём мы поговорим дальше.

Какие ещё режимы здесь представлены?

Схватками в обычном и соревновательном режимах Global Offensive не исчерпывается — здесь можно развлечься и в других форматах. Чтобы никто не растерялся от выбора пунктов в стартовом меню игры, о них следует рассказать подробнее:

  • «Военные игры» — это целый набор режимов, которые были добавлены в игру по желанию пользователей. Состав раздела время от времени меняется, но часть состязаний остаётся неизменной. В числе постоянных — «Гонка вооружений», где у вас есть всего один раунд с возможностью возрождаться после смерти, а борьба ведётся до тех пор, пока одна из команд не откроет золотой нож и не совершит им убийство. Здесь же представлены «Уничтожение объекта», где скомбинированы правила матча с закладкой бомбы и «Гонка вооружений», а также «Перелётные снайперы» — перестрелка на карте с пониженной гравитацией, позволяющей взмывать в воздух и маневрировать в полёте.
  • «Бой насмерть» — знакомый по большинству многопользовательских шутеров дезматч: 10 минут участники противоборствующих команд расстреливают друг друга, возрождаются и снова идут в бой, пока в конце схватки не определится победитель, набравший больше всего очков. Забавно, что баллы приносит даже убийство куриц, разгуливающих по локации — за каждую мёртвую птицу дают одно очко.

  • «Напарники» — режим, обыгрывающий сценарий закладки и разминирования бомбы. Только участвуют в нём всего четыре человека, двое террористов и пара спецназовцев. Матч длится 16 раундов по полторы минуты каждый и проводится на сокращённых версиях карт, причём точка для закладки взрывчатки на них всего одна.
  • «Запретная зона» — состязание по правилам «Королевской битвы», без которой, конечно, не может обойтись ни один современный онлайн-шутер. Вот и Counter-Strike остаётся в тренде, предлагая сражаться до последнего выжившего на просторной карте. В этом режиме можно действовать в одиночку (тогда на поле боя будет 16 игроков) или с напарником, противостоя ещё восьми таким же дуэтам. При гибели одного из товарищей он получает шанс вернуться на поле боя, пока жив второй член дуэта. «Запретная зона» устроена почти так же, как и другие представители жанра: вы высаживаетесь на местности, собираете оружие, броню и припасы, а затем пытаетесь ликвидировать всех врагов на безопасном участке, площадь которого со временем уменьшается. Но есть и нюансы. Например, карта здесь разделена на шестиугольные секторы — по одному на каждого десантника.
  • Существуют ещё «Операции», которые можно расценивать как дополнения. В их состав обычно входят и режимы, и карты, и задания с наградами. Все операции платные, зато это способ попробовать что-то новое в рамках Counter-Strike: Global Offensive — некоторые карты и режимы (например, «Гонка вооружений») попали в основной актив боевика именно отсюда. Тем не менее каждая операция действует определённое время, а затем завершается. Скажем, «Сломанный клык», где представили созданный фанатами мир Frostbite, стартовала в декабре 2020 года, а завершилась 4 мая 2021-го.
Дополнительные режимы сделаны не просто для количества: это и способ поклонников шутера поделиться своим творчеством, и доза разнообразия на фоне боёв по классическим правилам. При этом навыки в любой из частей CS требуются одни и те же: надо быстро реагировать, метко стрелять, знать карту и действовать совместно с товарищами по команде. Ни в одном из режимов игры одиночка не сможет успешно воевать против сплочённого отряда — разве что какая-нибудь звезда киберспорта устроит мастер-класс для простых смертных.

Оружие и прочее снаряжение

Counter-Strike весьма оригинально объединяет стрельбу и экономику. С одной стороны, чем круче пушка, тем выше шанс разделаться с соперником, а с другой — на крутую пушку ещё заработать надо. Каждый раунд в матче начинается с покупки оружия и экипировки. Бесплатно вы получаете ножи и самые простенькие пистолеты, но дальше всё зависит от успешного выполнения задач: если ваш отряд ликвидирует противников, террористам удаётся взрывать бомбы, а спецназ спасает заложников, всё это добавляется к «минимальной ставке» и скрупулёзно учитывается при выплате гонорара на старте следующего тура. Слабая команда обычно вынуждена экономить, тогда как более расторопные геймеры всегда при финансах на арсенал. Нередко надо проводить раунд с голыми руками, чтобы потом закупиться на полную — на сленге фанатов CS первое называется «фул эко», а второе «фул бай». Вдобавок не все игроки одинаково эффективны: бывает, что человек с большим количеством виртуальных баксов приобретает экипировку для товарища с пустыми карманами.
Иначе говоря, выбор стволов зависит не от порядкового номера раунда, а от заработка всей команды и отдельных её членов. Игра побуждает шевелить извилинами и планировать всё наперёд, а не только стрелять, как заправский снайпер. Интереса добавляют особые арсеналы террористов и спецназа: хотя часть пушек одинаково доступна тем и другим, существуют и уникальные модели. В частности, обзавестись парой пистолетов Beretta, чтобы стрелять с двух рук («по-македонски»), автоматами АК-47, Galil и SG553 могут только плохиши, а у сил правопорядка в запасе есть старая добрая «эмка» с глушителем, пистолет-пулемёт MP9, штурмовые винтовки AUG и FAMAS. Опробовать в деле ствол вражеской команды можно лишь одним способом — подняв его с тела убитого противника.

Однако существуют образцы оружия, которые отличаются высокой убойной мощью и при этом доступны обеим сторонам конфликта. Среди таких пушек — Desert Eagle, он же «Дигл», пистолеты-пулемёты MP5 и P90 (второй обычно называют «Петухом»), пулемёт M249 («Чечня»), а также снайперские винтовки Scout и AWP. Последняя — самое дорогое и опасное оружие в игре, способное уложить одной пулей. Недаром AWP в народе прозвали «Слонобоем». Только для использования этой винтовки нужны опыт и быстрая реакция — стрелять надо практически в то самое мгновение, когда фигура противника появляется в оптическом прицеле. А поскольку на такие фокусы способен не каждый, «Слонобой» обычно вручают самому меткому члену команды. Ствол стоит кучу денег, поэтому его берегут: если снайпера убили, товарищи стараются поднять винтовку и забрать её с собой в следующий раунд.

Нередко проигрывающий отряд прибегает к тактике «Сейфа», когда последний член команды прячется с ценной пушкой в укромном закутке карты. Поскольку раунд длится без малого две минуты, у врагов остаётся не так уж много времени на поиски — и чаще всего уловка срабатывает. С другой стороны, участники отряда, который явно движется к победе, могут выбрасывать дорогие стволы за пределы карты, чтобы проигравшие не получили к следующему раунду дармовой арсенал. А денег на покупку лучшего оружия у потерпевших поражение, понятное дело, не будет.
Если огнестрел в игре — краеугольный камень экономики, то с остальной экипировкой дело проще: вы либо покупаете броню и расходники, либо нет. Бывает, можно обойтись одной лишь пушкой по сносной цене — тем же «Петухом», например. Но при более-менее сбалансированной закупке понадобится защитный жилет и пара-тройка гранат в придачу. Первый спасёт под обстрелом, а вторые позволят нанести урон сразу нескольким врагам и поддержать товарищей. Гранатами и коктейлями Молотова в CS убивают редко, но польза от них всё равно есть. Дымовуха маскирует атаку, а ещё позволяет скрытно заложить или разминировать бомбу, светошумовая граната (она же «Слепа» — с ударением на первый слог) незаменима при штурме, а бутылка с горючей смесью создаёт заслон между вами и противником во время отступления или драки в тесном коридоре. Спецназовца выручает купленный в начале раунда набор сапёра («Дефуз»), который вдвое ускоряет разминирование, когда грань между победой и поражением разделяют считаные секунды. В отличие от большинства шутеров, в Counter-Strike: Global Offensive почти нет медикаментов — этот расходник имеется только в «Запретной зоне».

Карты и основы тактики

Обаяние игры опирается на три фактора. Первый — стрельба из оружия всех сортов, второй — экономика, благодаря которой даже самый лихой стрелок рискует пробегать раунд с ножом и пистолетом, а третий — локации, где разворачиваются бои. Начиная с ранней версии шутера, карты в Counter-Strike не менее важны, чем пушка в руках и умение ею пользоваться. Всегда полезно знать прямые и обходные пути к цели, укромные места для засад, лучшие укрытия и точки, в которых прятаться себе дороже. Названия и расположение отдельных участков карт заучиваются игроками наизусть, чтобы никто не дал слабину в ответственный момент. Когда союзники сообщают вам, что враг ушёл с одной позиции, надо сразу смекнуть, куда именно могут отправиться противники. Так же быстро следует соображать при сообщениях об атаке с определённого направления. Эти мгновения порой решают исход матча.

В Global Offensive представлены десятки карт, но для удобства они рассортированы по режимам. Есть особые наборы местностей для «Разминирования», «Освобождения заложников», «Гонки вооружений», «Напарников» и «Запретной зоны», причём состязания по закладке и обезвреживанию бомбы были удостоены особого внимания. Здесь имеется группа «Дельта» с наиболее популярными локациями, а также группа «Сигма», где собраны карты, придуманные пользователями, либо лишённые сбалансированности, необходимой для турниров. Вдобавок игра предлагает группировку по категориям: «Карты передовой» включают проверенные временем варианты, используемые в соревновательном режиме, а «Карты резерва» — это, как правило, новые локации, придуманные разработчиками или фанатами.
Единственная карта, которая сама по себе составляет категорию, это Dust II. Речь о классическом уровне, существующем в Counter-Strike ещё с 2001 года. Местность создана для режима «Разминирование» и вдохновлена ближневосточным колоритом: засыпанные песком обочины улиц, приземистые здания с окнами без стёкол, пальмы, сожжённые автомобили — словом, городок из тех, где носят бороды и стреляют из «калашей». На карте традиционно расположены две точки для закладки бомбы — А и Б, только пути к ним разные. От базы террористов до Б можно пройти с боями на ближней-средней дистанции, тогда как дорога на А лежит через стартовую локацию спецназа или по самой длинной улице («Лонг», она же «Длина»), где обычно орудуют снайперы. Казалось бы, такая незначительная разница, зато сколько тактик с ней связано! Активные действия начинаются в первые же секунды раунда. Вот пример: если террористы купили пулемёт или снайперскую винтовку, они сразу же простреливают деревянные ворота, ведущие к центру («Мид») уровня, где пробегают спецназовцы для защиты Б. А те, в свою очередь, закрывают щель между створками ворот дымовой гранатой. Плохишам для быстрого проникновения на ту же точку нужны светошумовые гранаты и прорыв через здание с винтовой лестницей («Тёмка»).

Конечно, есть немало примечательных карт и помимо Dust II. Поговорим в общих чертах о самых популярных, на которых чаще всего проводятся матчи:

  • Italy — название говорит за себя: карта изобилует узкими улочками и домами в средиземноморском стиле, где, согласно легенде, французский спецназ воюет с сепаратистами. В отличие от Dust II, «Италия» предназначена для освобождения заложников. Особенность местности в том, что на ней мало открытых участков — исключение составляет разве что площадь, называемая в среде геймеров «Базаром». Поэтому здесь в ходу даже дробовик, покупаемый на других картах от безденежья, а многие вопросы решаются за счёт гранат. Например, спецназовцы используют такой приём: бросают дымовуху в комнату с заложником и выносят его, пользуясь неразберихой.
  • Mirage — карта, оформленная в ближневосточном стиле и созданная для режима «Разминирование». По деталям оформления и масштабу она не уступает Dust II, но при этом изобилует укромными местами и снайперскими позициями, где можно подолгу выжидать жертву («кемперить») или неожиданно атаковать противника на ближней дистанции. Именно здесь расположены знаменитые «Ковры» и Undercover («Под коврами»), откуда простреливается плейнт А. Для примера скажем, что зайти на эту точку, как и на Б, можно сразу с трёх направлений — с «Ковров», «Джангла» и «Сити». Так что для обороны и штурма обоих мест под взрывчатку необходима хорошая сыгранность команд.
  • Inferno — городская карта для разминирования, созданная в итальянском антураже. Она богата деталями архитектуры и укрытиями, а вдобавок известна тем, что захваченные плейнты крайне тяжело отбивать. Длинная изогнутая улица, прозванная в народе «Бананом», позволяет контролировать точку Б, тревожить соперников на А и эффективно собирать тактические данные, поэтому известно: кто владеет «Бананом», тот владеет ситуацией. «Инферно» прекрасно сбалансирована — её часто можно видеть на турнирах по Counter-Strike.

  • Office, по мнению заядлых игроков, может считаться эталоном карты с заложниками. Она здорово выделяется на фоне остальных: если большинство локаций солнечные и южные, то здесь зима и лежат сугробы. Уличных боёв практически нет, а главный экшен разворачивается внутри большого здания — собственно, офиса. Обилие комнат и коридоров несколько снижает пользу от штурмовых и снайперских винтовок, однако пара позиций для прицеливания через оптику всё-таки имеется — это окно рядом с базой спецназа и «Лонг» внутри дома. Стратегии обеих команд зависят от расположения заложников, которое может меняться от раунда к раунду.
  • Train — карта, переносящая действие в Россию, что для Counter-Strike редкость. Террористы и спецназ сражаются на территории железнодорожного депо — с кучей вагонов, туннелей, контейнеров и старых кирпичных стен. Одна команда должна заложить бомбу, а другая обезвредить её, но выполнить всё это не так просто из-за объектов, перекрывающих обзор. Поэтому требования к грамотному использованию гранат и коктейлей Молотова очень высокие — перед матчем лучше посмотреть какой-нибудь обучающий ролик на YouTube и попробовать повторить увиденные приёмы самому. Новичку на карте приходится тяжко, поскольку ситуации типа «убили неизвестно откуда» здесь в порядке вещей.
  • Nuke предлагает сразиться на американской атомной электростанции Cedar Creek. Карта посвящена обезвреживанию взрывчатки и представляет собой комплекс в индустриальном стиле с просторной территорией вокруг («Аутсайд»). Если смотреть на эту местность сверху, может показаться, что плейнты А и Б расположены рядом, но на самом деле они помещены на разных уровнях по вертикали. Особенность карты в том, что поле боя разделено на этажи, а переходы между ними возможны как по лестницам, так и по вентиляции (по «Винту»), что открывает простор для тактических уловок и кемпинга.
Конечно, это далеко не все карты в Counter-Strike: Global Offensive, но самые популярные из них. Каждая требует особого подхода: что сработает на одной, то станет помехой на другой. Впрочем, существуют и общие тактические рекомендации, одинаково полезные в любых обстоятельствах.
Основой тактики в шутере, как бы странно это ни прозвучало, служат наушники и микрофон, которыми вы пользуетесь. Первые, в зависимости от качества, позволят вычислять позицию противника и тип его оружия по звуку, а заодно использовать данные, поступающие от союзников. Микрофон же даёт возможность этими самыми данными делиться. И не ждите в чате литературного языка — здесь звучит только сленг. Ведь надо коротко и ясно доносить до товарищей любые сведения, от замеченного противника до локации собственной гибели. Даже об остатках здоровья у раненого врага следует сообщать: например, фраза «калёный в Тёмке» означает, что у противника в помещении, выходящем дверью на плейнт Б карты Dust II, осталось совсем мало здоровья. Чтобы не забивать эфир, об этом проще сказать на жаргоне, чем объяснять всё в более привычных выражениях.

Второй нюанс — стрельба. Главное правило, которое следует взять на карандаш, заключается в том, что выстрел попадает аккурат в перекрестье прицела лишь в том случае, если вы неподвижны. А ведь у оружия есть отдача, да и персонажи в игре подвержены незначительной инерции после остановки. Для её гашения опытные геймеры используют так называемый «обратный стрейф». Допустим, вы двигаетесь боком вправо, зажав клавишу D — для точного выстрела надо тормозить не отпусканием этой кнопки, а отпустить D и на мгновение нажать A, что приведёт к быстрому гашению инерции и позволит сразу положить пулю в цель.

Полезно знать, что на скорость передвижения влияет вес пушки в руках. Быстрее всего бойцы бегают, если держат нож. Есть и уловка со стрельбой в приседе из-за укрытия: в таком положении камера для вас не отклоняется ни в одну из сторон, при этом голова вашего персонажа, если смотреть на него со стороны, чуть уходит вправо и становится скрытой от врага. Так что гибель от пули в голову вам в такой ситуации не грозит. У некоторых новичков вызывает затруднения и правильное выставление прицела при выжидании в засаде. Перекрестье должно находиться примерно на уровне головы противника, а вдобавок надо соблюсти зону реакции. Попасть по фигуре в тот же момент, когда она возникает в поле зрения, почти нереально. Вытворять такие фокусы умеют разве что киберспортсмены. Поэтому мушку следует отвести чуть в сторону от двери или угла, откуда должен выбежать враг, чтобы дать себе долю секунды на спуск курка.
Для пущего удобства некоторые игроки выставляют на мониторах формат 4:3 вместо 16:9 и растягивают картинку на весь экран — это делает чуть толще и модели врагов, так что по ним становится проще попасть. С другой стороны, такая манипуляция увеличивает и скорость перемещения прицела по горизонтали, поэтому к «забегу в ширину» ещё надо привыкнуть. А вот что однозначно полезно на первых порах, так это выставление в настройках такого радара, чтобы на нём была видна вся карта. Ориентироваться по одному лишь участку местности способны только опытные пользователи CS.

Как устроена прокачка?

Раз уж зашла речь об опыте, нельзя обойти стороной и вопрос прокачки. В этом Global Offensive одновременно похожа и не похожа на другие многопользовательские бесплатные боевики. С одной стороны, здесь имеется подробная система прогрессии — с повышением уровней, призами и знаками отличия. А с другой стороны, ни награды, ни повышения не дают вообще никаких преимуществ в схватке. Все персонажи в любом матче одинаково уязвимы, а путь к победе геймеры прокладывают личными навыками — не бонусами, приобретёнными за звонкую монету.

В игре есть два параллельных пути прокачки — приобретение рангов и званий. Первые открываются по мере накопления опыта: чем дольше воюете в Counter-Strike, тем выше поднимается ваш ранг. Всего таких ступеней 40, от новобранца до маршала, и взятие каждой приносит какую-нибудь награду, будь то расцветка оружия или граффити для нанесения на стены во время сражений. Взятие третьего ранга («Рядовой») открывает доступ к рейтинговым боям. А достигнув верхней планки, можно обнулить прогресс ради получения особой медали за службу — цвет такой награды зависит от количества возвратов к началу прогрессии. Так что здесь то и дело встречаются лейтенанты и капитаны, побывавшие в маршалах пару-тройку раз. Второй путь прокачки, через звания, зависит не от времени, проведённого за монитором, а от мастерства пользователя. Именно этот параметр, а вовсе не ранг, учитывается при подборе команд в матче.
Перейдя из обычного режима в соревновательный, вы попадаете на калибровку. Это система, позволяющая игре оценить уровень вашего мастерства. Надо набрать десять побед в рейтинговых матчах на прайм-аккаунте, чтобы получить своё первое звание — у новичка оно не всегда бывает самым низким. Если хорошо показать себя в команде, метко стрелять и мотать на ус тактические азы, вполне можно заработать одно из шести серебряных званий. Ещё существуют золотые и продвинутые — всего 18 значков, от Silver I до Global Elite, по которым сразу видно, что вы умеете и в какой отряд попадёте. Способ изменить звание к лучшему есть только один — надо демонстрировать эволюцию мастерства. При этом репорты (жалобы) на ваше поведение во время перестрелок способны осложнить прогресс, так что развитие по ветке мастерства требует ещё и спортивного поведения — без жульничества и хулиганства.

Кейсы и скины в CS:GO

Игра награждает за успехи. Но делает это не раздачей усилений, артефактов или каких-то особенных пушек, которые убивают всех вокруг, а исключительно эстетическими методами. Одержав победу или открыв новый уровень, вы можете получить варианты расцветки оружия, рисунки для граффити и кейсы, то есть украшения разных видов. Разберём каждый из перечисленных предметов подробнее.

Если само по себе оружие в CS связано с игровой экономикой, то виды внешности стволов и ножей, они же скины, имеют отношение к экономике реальной — где в ходу рубли и доллары. Удивительное дело: торговля обёртками для AWP, «калашей» и «эмок» приобрела в наши дни поистине глобальный размах. Продажей занимается не только Steam, но и масса других площадок, а от фанатов, желающих обзавестись редкими расцветками, нет отбоя. И хотя речь о банальных украшениях, ничего не дающих в тактическом смысле, на них построен целый рынок. Стоимость расцветки вы можете узнать сразу после её получения. Естественно, «шкурку» с пятизначным ценником за полчаса на «Офисе» не выбить — за такими раритетами ведётся настоящая охота. На что только не идут модники: скачивают пиратские программы, ищут скины со скидками на сомнительных сайтах, заходят на специальные серверы, где никто не дерётся, а все ждут окончания матча и раздачи призов. Но те, кому важно удовольствие от игрового процесса, редко обращают внимание на подобную мишуру.
Точно такой же способ выделиться — граффити. Это рисунки, наносимые из баллончика на любую твёрдую поверхность окружения. Никакого преимущества в силе такая картинка, опять же, не даёт, зато тешит самолюбие «художника». Граффити можно получить за повышение уровня либо купить — точно так же, как скин оружия. Правда, товар из аэрозольных завитушек менее ходовой: ствол-то маячит перед глазами на протяжении всего матча, а картинку нанёс на забор и пробежал себе дальше.

Кейс — ящик с наградами, который можно получить после очередного повышения. Но что именно спрятано внутри, просто так не узнаешь. Наверняка известно лишь то, что под крышкой не один, а несколько предметов, включая раскраски для оружия разной степени редкости. Чтобы открыть такую коробку, надо купить ключ — за реальные деньги, разумеется. Некоторые пользователи ухитряются даже зарабатывать на ящиках: покупают самый дешёвый и ждут, пока он перестанет выпадать в игре, а затем, пользуясь ростом спроса на исчезнувший товар, сбывают его с наценкой. Впрочем, к удовольствию от самих перестрелок кейсы, как и скины с граффити, не имеют никакого отношения.

Вывод

Counter-Strike: Global Offensive — шутер, не растерявший актуальности и увлекательности с момента своего выхода в 2012 году. Эталонный представитель жанра: с проверенным балансом, приятной стрельбой и внятными правилами, побуждающими не только метко стрелять, но и думать над тактикой. А ещё игра совершенно бесплатная — в отличие от большинства многопользовательских боевиков, здесь нельзя повысить шансы на победу за деньги. Вкладывать валюту разрешается лишь в украшения, но это не главная цель для того, кто хотел бы получить удовольствие от перестрелок. Единственная проблема, способная омрачить знакомство с CS в наши дни — это обилие читеров в обычном режиме, куда и попадает поначалу новичок. Вариантов разрядить обстановку в таком случае немного. Можно приглашать в матчи друзей из Steam либо приобрести «Прайм» и сменить таким образом лигу.

20 Августа 2021