Обзор игры Vampire: The Masquerade — Bloodhunt
«Королевских битв» на свете великое множество. Есть реалистичные и сказочные, без разницы между персонажами и с уникальными героями, с холодным оружием и огнестрельным, графически простые и такие, для которых нужна мощная видеокарта. Но даже с таким разнобоем Vampire: The Masquerade — Bloodhunt всё равно выделяется. С одной стороны, игра взяла лучшее от жанра — она красива, динамична, доступна бесплатно, предлагает богатый выбор героев и вертикальный геймплей, когда схватка разворачивается не только на плоском поле, но и на крышах зданий. С другой стороны, проект уникален, поскольку геймеры берут на себя роль вампиров и действуют в рамках культовой вселенной «Мира Тьмы».
От «Мира Тьмы» до «Кровавой охоты»
Как вообще разработчики из студии Sharkmob пришли к идее многопользовательского боевика про вампиров? Всё началось с компании White Wolf Publishing, которая занималась изданием настольных игр и долгое время входила в состав знаменитой CCP Games — сегодня мы знаем эту команду из Исландии благодаря EVE Online. В 1991 году WWP выпустила настолку Vampire: The Masquerade, где впервые появилось описание «Мира Тьмы». Это вселенная, похожая на нашу, но с одним нюансом — за привычными декорациями повседневности скрыта изнанка, населённая демонами, призраками, оборотнями и другими монстрами. От обычных людей они скрываются, соблюдая правила Маскарада, но между собой могут воевать с размахом.
Шекспировские страсти кипят даже внутри отдельных видов. Вампиры, например, разделены на кланы и разные группировки. Члены «Камарильи» считают соблюдение Маскарада необходимым условием для вечной жизни, а участники «Шабаша» относятся к древним законам с презрением — они без задней мысли демонстрируют свою силу в присутствии смертных. К первым относятся анархисты из клана Бруха, аристократы из Вентру, Носферату, живущие в тени из-за своего уродства, Тореадоры и другие семейства кровососов.
Среди противников Маскарада — воины из Ласомбра, Цимисхи, обладающие навыками оборотней, а также Аримейн и Каэсиды. Есть в «Мире Тьмы» и кланы без какой-то идеологии. В целом у авторов игры получилась интересная структура общества упырей, их обычаев и истории. Так что Vampire: The Masquerade быстро набрала популярность и даже получила в 1992-м приз Origins Awards за лучшие правила для RPG. Благодаря такой продуманности и мрачному антуражу у настольного развлечения появился клуб верных фанатов.
По мотивам «Маскарада» вышли книги, комиксы и сериал «Клан», показанный на канале FOX в 1996 году. Разумеется, рано или поздно должны были появиться и видеоигры. В 2000-м компания Activision выпустила Vampire: The Masquerade — Redemption, которая собрала хорошие оценки, но плохо состарилась. Вторая RPG, с подзаголовком Bloodlines, оказалась не такой успешной, зато куда более амбициозной. Студия Troika Games взялась за действительно масштабный проект, где сюжет зависел от выбранного клана и действий игрока. Сейчас игра имеет статус культовой.
Среди противников Маскарада — воины из Ласомбра, Цимисхи, обладающие навыками оборотней, а также Аримейн и Каэсиды. Есть в «Мире Тьмы» и кланы без какой-то идеологии. В целом у авторов игры получилась интересная структура общества упырей, их обычаев и истории. Так что Vampire: The Masquerade быстро набрала популярность и даже получила в 1992-м приз Origins Awards за лучшие правила для RPG. Благодаря такой продуманности и мрачному антуражу у настольного развлечения появился клуб верных фанатов.
По мотивам «Маскарада» вышли книги, комиксы и сериал «Клан», показанный на канале FOX в 1996 году. Разумеется, рано или поздно должны были появиться и видеоигры. В 2000-м компания Activision выпустила Vampire: The Masquerade — Redemption, которая собрала хорошие оценки, но плохо состарилась. Вторая RPG, с подзаголовком Bloodlines, оказалась не такой успешной, зато куда более амбициозной. Студия Troika Games взялась за действительно масштабный проект, где сюжет зависел от выбранного клана и действий игрока. Сейчас игра имеет статус культовой.
Сотрудники CCP Games тоже не остались в стороне и решили делать две MMORPG сразу — знакомую нам EVE Online и мало кому известную World of Darkness. Первая, как мы знаем, стала хитом, а вторую так и не смогли запустить, несмотря на несколько лет разработки. В 2015-м шведская компания Paradox Interactive купила права на «Мир Тьмы», чтобы выпустить продолжение Bloodlines. Анонс вызвал ажиотаж среди фанатов, оценивших и графику, и персонажей, и разборки кровососов в виртуальном Сиэтле. Но сиквел внезапно увяз в проблемах, так что вопрос о его выходе до сих пор открыт.
В общем, Vampire: The Masquerade — Bloodhunt возникла в 2022 году не на пустом месте. Ей предшествовала череда успехов и неудач, развитие вымышленного мира и даже MMORPG, канувшая в Лету. Важность «королевской битвы» про вампиров ещё и в том, что это первый действительно завершённый проект по «Миру Тьмы» — в отличие от оригинальной Bloodlines, которую выпустили в сыром виде, и её продолжения, застрявшего на полпути.
В общем, Vampire: The Masquerade — Bloodhunt возникла в 2022 году не на пустом месте. Ей предшествовала череда успехов и неудач, развитие вымышленного мира и даже MMORPG, канувшая в Лету. Важность «королевской битвы» про вампиров ещё и в том, что это первый действительно завершённый проект по «Миру Тьмы» — в отличие от оригинальной Bloodlines, которую выпустили в сыром виде, и её продолжения, застрявшего на полпути.
О чём эта игра?
Хотя Bloodhunt доступна бесплатно, в ней всё равно надо зарегистрироваться и активировать клиент при помощи высланного на почту кода. Дальше вы слушаете краткий инструктаж и попадаете в Элизиум — мирное место, где вампиры из разных кланов, даже враждующих между собой, могут спокойно общаться. Элизиум представляет собой весьма большую локацию с залами, этажами и пещерами. Ничто не мешает спуститься на уровень стрельбища и испытать в деле любую пушку или дубинку, причём на разных стендах — с подвижными и неподвижными мишенями, далёкими и близкими. А ещё здесь находятся персонажи, выдающие задания. Речь о хранителе Кустосе и примогенах, то есть главах кланов.
Именно из Элизиума открывается путь на улицы ночной Праги, где и происходит «королевская битва». Она организована на манер других игр жанра, предлагает выбрать себе героя и сражаться до последнего на постепенно сужающемся поле боя, но есть и некоторые особенности. Здесь, например, нет никакого десантирования — вы просто указываете точку на карте, где хотите появиться, и сразу дебютируете там.
Область действий представляет собой не круг, а произвольную фигуру. Смертельный для упырей газ заполняет город по кварталам. Аптечки, опять же, своеобразные — вместо них пакеты с кровью. А бонусы вроде регенерации и усиления урона кровососы получают от того, что кусают обычных прохожих. Но стоит иметь в виду, что в момент нападения на жертву вампир становится уязвимым, а ещё надо соблюдать Маскарад и избегать свидетелей, иначе вашу фигуру подсветят для всех на карте.
Прямо со старта матча вам дают оружие — пистолет. Толку от него не так уж много, но при высадке в одной точке с соперником можно постоять за себя. Побегав по улицам и крышам, вы найдёте другие пушки, включая автоматы, пулемёты, дробовики, снайперские и марксманские винтовки, а также патроны и броню. Кому по душе ближний бой, волен использовать нож, меч, биту или топор. Вместе с уникальными навыками героев этот арсенал даёт большую тактическую вариативность.
Область действий представляет собой не круг, а произвольную фигуру. Смертельный для упырей газ заполняет город по кварталам. Аптечки, опять же, своеобразные — вместо них пакеты с кровью. А бонусы вроде регенерации и усиления урона кровососы получают от того, что кусают обычных прохожих. Но стоит иметь в виду, что в момент нападения на жертву вампир становится уязвимым, а ещё надо соблюдать Маскарад и избегать свидетелей, иначе вашу фигуру подсветят для всех на карте.
Прямо со старта матча вам дают оружие — пистолет. Толку от него не так уж много, но при высадке в одной точке с соперником можно постоять за себя. Побегав по улицам и крышам, вы найдёте другие пушки, включая автоматы, пулемёты, дробовики, снайперские и марксманские винтовки, а также патроны и броню. Кому по душе ближний бой, волен использовать нож, меч, биту или топор. Вместе с уникальными навыками героев этот арсенал даёт большую тактическую вариативность.
Добавляет свободы действий и архитектура локации. При желании можно перемещаться по улицам, как в любой другой «королевской битве». Но здесь в главных ролях вампиры — им не составит труда прыгнуть с любой высоты или взобраться на крышу здания, чтобы осмотреть поле боя и оценить обстановку. Наверху, к слову, немало добычи — если внизу всё ценное разобрали, всегда остаётся шанс найти неплохой ствол на одном из домов. Так что геймплей здесь, как принято говорить, вертикальный. И очень динамичный: надо постоянно двигаться, чтобы избежать вражеской пули, но при этом нанести соперникам максимум урона. На это влияет не только стрельба, но ещё специальные удары и акробатические трюки.
При такой динамике убийство противника становится сложной задачей. Во-первых, все сорок пять участников матча весьма толстокожие, особенно если надели броню. Во-вторых, раненного врага, упавшего на четвереньки, надо ещё и добить. Или провести обряд диаблери — казнь, дающую бонусы победителю. Если этого не сделать, подранок выйдет из нокаута и вернутся в строй. В других подобных боевиках таймер тяжёлого ранения отсчитывает секунды до окончательной смерти, а здесь — до возрождения. Но и это ещё не всё. Даже полностью убитый герой имеет право на второй шанс, то есть на возвращение в бой с тем оружием, которое было у него в момент гибели. Заново искать в подворотнях ваш любимый автомат Калашникова не придётся.
При такой динамике убийство противника становится сложной задачей. Во-первых, все сорок пять участников матча весьма толстокожие, особенно если надели броню. Во-вторых, раненного врага, упавшего на четвереньки, надо ещё и добить. Или провести обряд диаблери — казнь, дающую бонусы победителю. Если этого не сделать, подранок выйдет из нокаута и вернутся в строй. В других подобных боевиках таймер тяжёлого ранения отсчитывает секунды до окончательной смерти, а здесь — до возрождения. Но и это ещё не всё. Даже полностью убитый герой имеет право на второй шанс, то есть на возвращение в бой с тем оружием, которое было у него в момент гибели. Заново искать в подворотнях ваш любимый автомат Калашникова не придётся.
Живучесть упырей и вторые шансы дают непривычный для поклонников жанра эффект. Если в любой другой «королевской битве» к середине матча выбывает добрая половина участников, то в Vampire: The Masquerade — Bloodhunt всё только начинается. Когда поле боя уже небольшое, а многие герои ещё в строю, это здорово повышает накал схватки. Можно, конечно, выбрать формат «Трио» или «Дуэт», а не «Соло» — и тогда за вами присмотрят друзья, пока вы пьёте чью-то кровь или собираете добычу с поверженного соперника. Но и в таком случае никто не застрахован от внезапной атаки.
А без обыска покойников в игре никуда, ведь оснащение делится по уровням редкости — те же пушки бывают серыми, зелёными, фиолетовыми. Чем выше уровень предмета, тем он эффективнее. И если у вас, например, обычная штурмовая винтовка, всегда полезно заменить её на легендарную. Вдобавок в сражениях портится броня — её тоже не помешает взять в качестве трофея.
А без обыска покойников в игре никуда, ведь оснащение делится по уровням редкости — те же пушки бывают серыми, зелёными, фиолетовыми. Чем выше уровень предмета, тем он эффективнее. И если у вас, например, обычная штурмовая винтовка, всегда полезно заменить её на легендарную. Вдобавок в сражениях портится броня — её тоже не помешает взять в качестве трофея.
Подробнее о карте и классах персонажей
Ночная Прага изображена в игре с вниманием к деталям. Есть здесь и старые улочки, и современные торговые центры, и достопримечательности вроде Мемориального кладбища или концертного зала Рудольфинум. Но главная особенность карты в том, что на ней сразу всё видно. Заранее помечены места с добычей высокого уровня, аптеки, где можно разжиться кровью, магазины с оружием. Также красные кресты расставлены на штабах Ведомства — это организация, которая ведёт охоту на вампиров, и её отделения охраняют солдаты под управлением искусственного интеллекта. Никаких сюрпризов: вы загодя планируете, где стартовать и куда двигаться, когда героя начнёт теснить газ.
С персонажами тоже всё ясно заранее. Своё воплощение в игровом мире вы выбираете дважды: в первый раз — для Элизиума, а во второй раз — для боя. Свой аватар для мирной локации можно украшать как душе угодно, вкладывая в оформление внешности очки уровней, полученных за победы над врагами. Зато в драке куда важнее боевые навыки, а не красота костюма. Сейчас в Bloodhunt представлены девять героев из пяти кланов: Бруха, Вентру, Носферату, Тореадор и Тремер. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, но вариантов достаточно для любого стиля боя.
Выходцы из Бруха мастерски прыгают, из-за чего управление ими создаёт ощущение полёта. Но в качестве особых навыков Громила использует регенерацию здоровья и «Волновой удар», отталкивающий пули и противников, а Вандал гасит боль и устраивает «Землетрясение», оглушая всех вокруг. Носферату на время становятся юркими невидимками, при этом Диверсант расставляет токсичные капканы, а Проныра ведёт разведку при помощи летучих мышей и использует нюх для выслеживания раненых врагов. Книжник, единственная представительница клана Тремер, умеет летать, метать сквозь препятствия копьё и преследовать врагов, по которым вы попали хотя бы раз.
Выходцы из Бруха мастерски прыгают, из-за чего управление ими создаёт ощущение полёта. Но в качестве особых навыков Громила использует регенерацию здоровья и «Волновой удар», отталкивающий пули и противников, а Вандал гасит боль и устраивает «Землетрясение», оглушая всех вокруг. Носферату на время становятся юркими невидимками, при этом Диверсант расставляет токсичные капканы, а Проныра ведёт разведку при помощи летучих мышей и использует нюх для выслеживания раненых врагов. Книжник, единственная представительница клана Тремер, умеет летать, метать сквозь препятствия копьё и преследовать врагов, по которым вы попали хотя бы раз.
Тореадоры умеют телепортироваться на короткое расстояние, но и здесь есть разница между классами. Искуситель ослепляет и очаровывает врагов, тогда как Муза лечит себя и союзников, а в состоянии нокаута она способна на ещё одно решительное действие. Оба архетипа из клана Вентру обладают умением «Мраморная плоть». Его применение делает героя временно неуязвимым, но использовать при этом оружие нельзя. То есть противник не нанесёт вам урона, но и вы никак не раните своего оппонента, так что навык хорош для отступления. Миротворец расталкивает и замедляет всех, кто ему мешает, а Страж парализует выбранную жертву и чинит за счёт крови броню. Все герои доступны сразу — выполнять какие-то задания для их разблокировки не надо.
Заключение
С выходом Vampire: The Masquerade — Bloodhunt у жанра как будто открылось второе дыхание. Редкий, но уважаемый антураж сочетается здесь с качественной проработкой основных механик. Управлять персонажами и стрелять в игре очень приятно, декорации достаточно красивы, чтобы не заскучать, а разницы между классами достаточно для выбора того стиля боя, который вам больше нравится. Вдобавок оригинальные решения, вроде замены круга на случайную форму поля боя и получения бонусов от атак на NPC, придают игре особый колорит. Фанату «королевской битвы» однозначно стоит поучаствовать в драках вампиров на улицах Праги.
Zarium. Ноябрь 2023
Zarium. Ноябрь 2023