Обзор игры Team Fortress 2
Эта игра считается одной из самых успешных и популярных среди условно-бесплатных за всю историю и уж тем более самой высоко оцененной - ее средний бал на агрегаторе оценок Metacritic составляет 92 балла. И она остается популярной вот уже 16 лет. Секрет успеха Team Fortress 2 - обилие режимов и классов, неподражаемый стиль и юмор. Рассказываем об этом подробнее в нашем обзоре.
Про историю создания и сеттинг
Бывалые игроки в Quake помнят, что изначально Team Fortress была любительским модом для этого олдскульного шутера от id Software. Его разработали 3 человека - Робин Волкер, Джон Кук и Ян Кофли в 1996 году. Через 2 года их студию приобрела компания Valve, и тогда же было анонсирована Team Fortress 2: Brotherhood of Arms - современный сетевой экшн в реалистичном сеттинге, отчасти напоминающий Counter Strike, только про сражения между военными с высадкой десанта и даже с командиром на поле боя.
Проект получался весьма амбициозным и над ним основательно работали, меняя, добавляя и удаляя разные механики и возможности. Разработка явно затягивалась - к 2004 году она шла уже 6 лет. А после выхода Half-Life 2 проект стали переносить на новый движок Source, что еще дальше отложило выход.
Проект получался весьма амбициозным и над ним основательно работали, меняя, добавляя и удаляя разные механики и возможности. Разработка явно затягивалась - к 2004 году она шла уже 6 лет. А после выхода Half-Life 2 проект стали переносить на новый движок Source, что еще дальше отложило выход.
Наконец, в 2007 году состоялся долгожданный релиз Team Fortress 2. И игру было не узнать - исчез подзаголовок Brotherhood of Arms, а вместо реалистичного сеттинга мы получили стильный юмористический боевик с мультяшной графикой в духе современных мультиков от Disney и Pixar. Игра одновременно напоминала “Суперсемейку”, шпионские фильмы 60-ых годов и рекламные плакаты начала 20 го века.
Valve решила отказаться от реалистичности, чтобы выделить Team Fortress 2 на общем фоне, и попала в точку. Но авторы не ограничились визуалом - под него был придуман интересный сеттинг про противостояние двух шпионских организаций, которые маскируются под корпорации RED и BLU. Обе принадлежат братьям Манн, воюющим друг с другом из-за наследства отца. Вся эта подноготная раскрывается в комиксах и официальных видеороликах, которые можно считать отдельным произведением искусства. Также авторы добавили тонны юмора - это проявляется и в персонажах, и в режимах, и в дизайне карт.
Valve решила отказаться от реалистичности, чтобы выделить Team Fortress 2 на общем фоне, и попала в точку. Но авторы не ограничились визуалом - под него был придуман интересный сеттинг про противостояние двух шпионских организаций, которые маскируются под корпорации RED и BLU. Обе принадлежат братьям Манн, воюющим друг с другом из-за наследства отца. Вся эта подноготная раскрывается в комиксах и официальных видеороликах, которые можно считать отдельным произведением искусства. Также авторы добавили тонны юмора - это проявляется и в персонажах, и в режимах, и в дизайне карт.
Про режимы игры
В Team Fortress 2 очень много режимов. И если на старте их было всего 6, то сейчас - более десятка. Основные - вполне стандартные для любого командного сетевого экшена. Так, есть режимы, где команды “красных” и “синих” сражаются за удержание контрольных точек - или в симметричном варианте, где все на равных, или в формате, где одни атакуют, а другие защищаются.
Есть классические “Захват флага” (в данном случае - документов), “Арена”, “Контроль территории” (вариация борьбы за контрольные точки, но более масштабная и комплексная) и “Царь горы”, где одна команда должна захватить и удерживать центральный участок в течение определенного времени. Присутствуют два варианта “сопровождения груза” - игроки должны доставить тележку с бомбами, когда-либо одна толкает ее через контрольные точки, а другая нападает, либо “красные” и “синие” пытаются одновременно сопроводить тележки до вражеской базы.
Есть классические “Захват флага” (в данном случае - документов), “Арена”, “Контроль территории” (вариация борьбы за контрольные точки, но более масштабная и комплексная) и “Царь горы”, где одна команда должна захватить и удерживать центральный участок в течение определенного времени. Присутствуют два варианта “сопровождения груза” - игроки должны доставить тележку с бомбами, когда-либо одна толкает ее через контрольные точки, а другая нападает, либо “красные” и “синие” пытаются одновременно сопроводить тележки до вражеской базы.
В режиме “Особая доставка” одной команде нужно захватить и доставить чемодан с редким минералом до лифта в конце базы, а ее соперники пытаются этому помешать.
Но помимо классических есть и более веселые нестандартные варианты игры. Например, в режиме “Дай пас”, который сами авторы описывают, как “сочетание обычного кровавого безбашенного TF2 и таких безбашенных видов спорта, как футбол, хоккей и баскетбол», команды должны схватить и занести мяч в ворота противника, одновременно отбиваясь от нападающих на них противников. Здесь много трамплинов и ускорителей, что превращает игру в динамичное и местами уморительное действие.
А в кооперативном режиме «Манн против Машин» игроки объединяются в отряд из 6 человек и сражаются против волн атакующих роботов, чтобы помешать им заложить бомбу рядом с базой. В перерывах между раундами за полученную валюту можно улучшать свое оружие. А еще существует группа особых режимов, где меняются если не правила, то, как минимум, антураж. Например, в “Средневековье” одна команда защищает средневековый замок, а другая нападает на него. И все, естественно, используют уже не огнестрельное, а холодное оружие - мечи, топоры, луки и так далее.
Но помимо классических есть и более веселые нестандартные варианты игры. Например, в режиме “Дай пас”, который сами авторы описывают, как “сочетание обычного кровавого безбашенного TF2 и таких безбашенных видов спорта, как футбол, хоккей и баскетбол», команды должны схватить и занести мяч в ворота противника, одновременно отбиваясь от нападающих на них противников. Здесь много трамплинов и ускорителей, что превращает игру в динамичное и местами уморительное действие.
А в кооперативном режиме «Манн против Машин» игроки объединяются в отряд из 6 человек и сражаются против волн атакующих роботов, чтобы помешать им заложить бомбу рядом с базой. В перерывах между раундами за полученную валюту можно улучшать свое оружие. А еще существует группа особых режимов, где меняются если не правила, то, как минимум, антураж. Например, в “Средневековье” одна команда защищает средневековый замок, а другая нападает на него. И все, естественно, используют уже не огнестрельное, а холодное оружие - мечи, топоры, луки и так далее.
Вообще, в Team Fortress 2 много самых разных карт, где мы сражаемся не только в довольно привычном антураже индустриальных зданий и комплексов, гаражей, ферм, лесопилок, замков и так далее, но и в более необычных локациях и ситуациях. Например, в научно-исследовательской лаборатории, изучающей инопланетные технологии. Или даже бои проходят прямо на двух гигантских поездах, сравнимых по размерам с особняками. И там периодически применяются случайные эффекты, благодаря чему все вдруг становятся невидимыми, начинают прыгать в высоту или у них удлиняется туловище.
Кстати, многие карты, как и игровые предметы и оружие, созданы самими игроками с помощью мастерской Steam - и там вполне могут меняться правила. Такое свободное “народное творчество” также стало одним из секретов успеха игры.
Кстати, многие карты, как и игровые предметы и оружие, созданы самими игроками с помощью мастерской Steam - и там вполне могут меняться правила. Такое свободное “народное творчество” также стало одним из секретов успеха игры.
Про классы и персонажей
С юмором и выдумкой разработчики подошли и к персонажам. В Team Fortress 2 аж 9 классов - едва ли не больше, чем в каком-либо другом сетевом боевике. Все они разделены на три категории - “атака” (разведчик, солдат, поджигатель), защита (подрывник, пулеметчик, инженер) и поддержка (медик, снайпер, шпион). У каждого класса, понятно, свои роли на поле боя, свое оружие, уникальные особенности, плюсы и минусы.
Так, разведчик является самым быстрым в игре и в первую очередь полезен при захвате контрольных точек, которые он оккупирует в два раза быстрее остальных. Но зато у него мало здоровья. А пулеметчик, наоборот, очень хорошо защищен, у него больше всех здоровья, но и самая медленная скорость.
Подрывник со своим гранатометом идеально подходит для уничтожения вражеских укреплений, но у него нет ни одного огнестрела, который бы стрелял по прямой - это ограничивает его эффективность в перестрелках. Зато у подрывника самый большой арсенал холодного оружия. Его фирменный двуручный меч под названием “Одноглазый горец” сначала забирает часть здоровья у персонажа, а потом возвращает с каждым убитым противником.
Так, разведчик является самым быстрым в игре и в первую очередь полезен при захвате контрольных точек, которые он оккупирует в два раза быстрее остальных. Но зато у него мало здоровья. А пулеметчик, наоборот, очень хорошо защищен, у него больше всех здоровья, но и самая медленная скорость.
Подрывник со своим гранатометом идеально подходит для уничтожения вражеских укреплений, но у него нет ни одного огнестрела, который бы стрелял по прямой - это ограничивает его эффективность в перестрелках. Зато у подрывника самый большой арсенал холодного оружия. Его фирменный двуручный меч под названием “Одноглазый горец” сначала забирает часть здоровья у персонажа, а потом возвращает с каждым убитым противником.
Абсолютно у каждого класса есть свои уникальные интересные особенности, способности и виды оружия. Солдат умеет делать “рокет-джампы”, стреляя себе из ракетницы под ноги, чтобы подпрыгнуть повыше. Инженер строит турели и чинит оборонительные сооружения, медик не просто лечит союзников - он еще может накапливать убер-заряд, который придает выбранному камраду уникальный бонус вроде временной неуязвимости или стопроцентной вероятности критической атаки.
Шпион способен становиться полностью невидимым, маскироваться под любой класс и убивать с одного удара в спину своим ножом-бабочкой. А поджигатель с огнеметом идеально подходит как раз для обнаружения таких вот вражеских шпионов.
Шпион способен становиться полностью невидимым, маскироваться под любой класс и убивать с одного удара в спину своим ножом-бабочкой. А поджигатель с огнеметом идеально подходит как раз для обнаружения таких вот вражеских шпионов.
И что еще более важно, за каждым из этих классов стоит конкретная личность со своей историей и биографией, которая нам рассказывается в тех самых уморительных официальных видео. И непосредственно на поле боя это тоже проявляется. Например, медик - это немец из Штутгарта, лишенный лицензии явно за какие-то нехорошие эксперименты. Поэтому он говорит с немецким акцентом и обожает калечить врагов медицинской пилой и ампутатором. Подрывник - вечно пьяный темнокожий шотландец, который пьет прямо в бою. Не удивительно, что он слышит голос своего проклятого меча.
Таким же неуравновешенным является и Солдат, гипертрофированный американский патриот - известно, что из-за проблем с психикой его не взяли в армию, но он сам поехал в Германию и убивал немцев вплоть до 1949 года, когда узнал, что война уже закончилась. А Поджигатель и вовсе по слухам живет в собственном иллюзорном мире Пироландии, и поэтому его побаиваются даже товарище по команде.
Таким же неуравновешенным является и Солдат, гипертрофированный американский патриот - известно, что из-за проблем с психикой его не взяли в армию, но он сам поехал в Германию и убивал немцев вплоть до 1949 года, когда узнал, что война уже закончилась. А Поджигатель и вовсе по слухам живет в собственном иллюзорном мире Пироландии, и поэтому его побаиваются даже товарище по команде.
Про геймплей
Как вы уже поняли, играть в Team Fortress 2 весело. А ведь мы еще не сказали про то, какое большое внимание здесь уделяется кастомизации внешнего вида персонажей. Получая в игре бесплатно или покупая во внутриигровом магазине различные косметические предметы, вы можете всячески весело менять вид своего персонажа - заставить, например, бегать в маске Бэтмена. Вариантов множество - каких-то только фриков тут не встретишь на картах.
Кроме того, есть система насмешек. Одни предназначены просто для того, чтобы весело подтрунивать врагов или союзников, а другими насмешками вполне можно и убить - кто-то выпускает из задницы газы и подносит спичку, взрывая того, кто оказался рядом, кто-то стреляет наповал прямо из пальца и так далее. Вариантов множество.
Кроме того, есть система насмешек. Одни предназначены просто для того, чтобы весело подтрунивать врагов или союзников, а другими насмешками вполне можно и убить - кто-то выпускает из задницы газы и подносит спичку, взрывая того, кто оказался рядом, кто-то стреляет наповал прямо из пальца и так далее. Вариантов множество.
Но в тоже время это вполне серьезный и основательный шутер, где отлично проработаны механика стрельбы и уклонений, где каждая пушка чувствуется по-своему и где очень важно грамотно действовать в команде, знать и использовать преимущества выбранного класса. Нюансов вообще много - например, если вас три раза подряд кто-то убил, то он становится для вас злодеем и получает “превосходство”, а вы превращаетесь в жертву и получаете шанс отомстить, чтобы получить дополнительное очко. Кроме того, некоторые виды оружия и умения персонажей отлично сочетаются друг с другом и наоборот - это нужно знать.
Оружие в игре вообще имеет огромное значение. Участвуя в сражениях, побеждая, выполняя различные достижения (выиграй столько-то матчей, сделай 5 хедшотов и все в таком духе), мы повышаем свой уровень и открываем некоторые новые пушки. Другие можно купить, получить из ящиков, в результате случайного выпадения или обмена/ торговли с другими игроками. Есть также ковка (крафт), которая позволяет перерабатывать ненужные предметы и изготавливать новые - для этого еще нужны чертежи.
Оружие в игре вообще имеет огромное значение. Участвуя в сражениях, побеждая, выполняя различные достижения (выиграй столько-то матчей, сделай 5 хедшотов и все в таком духе), мы повышаем свой уровень и открываем некоторые новые пушки. Другие можно купить, получить из ящиков, в результате случайного выпадения или обмена/ торговли с другими игроками. Есть также ковка (крафт), которая позволяет перерабатывать ненужные предметы и изготавливать новые - для этого еще нужны чертежи.
Понятно, что в условно-бесплатной игре есть варианты потратить свои деньги - например, на ключи для открытия ящиков, на билеты для доступа к особому варианту режима “Манн против машин” под названием “МАННевры», чтобы получать особые предметы после прохождения миссии. Или на премиум-статус, который, в частности, облегчает доступ к чертежам для ковки.
Но в Team Fortress 2 нет жесткого доната по принципу Pay to win (заплати, чтобы выиграть) - и бесплатное, и купленное оружие приходится чередовать и использовать примерно в равной степени. И особого преимущества именно в самих сражениях донатеры не имеют.
Но в Team Fortress 2 нет жесткого доната по принципу Pay to win (заплати, чтобы выиграть) - и бесплатное, и купленное оружие приходится чередовать и использовать примерно в равной степени. И особого преимущества именно в самих сражениях донатеры не имеют.
Куда чаще одно время игроки жаловались на то, что разработчики очень долго не выпускали никаких обновлений. И за это время Team Fortress 2 накрыла волна ботов, которые были созданы специально, чтобы осложнять жизнь игроков - речь про лаг-боты, спам-боты и аим-боты. Однако некоторое время назад Valve все-таки стала обновлять игру и придумала способы, как осложнить жизнь уже самим ботам. Так что сейчас играть в Team Fortress 2 снова вполне комфортно.
Заключение
Team Fortress 2 нисколько не устарела за эти 16 лет. Пусть редко, но выходят обновления, по-прежнему проводятся различные киберспортивные турниры, а на серверах, всегда полно желающих вместе сразиться против роботов или друг против друга. Это действительно уникальный, очень стильный, веселый и в тоже время вполне основательный серьезный сетевой шутер, зайдя в который, потом очень сложно остановиться.
Zarium. Март 2023
Zarium. Март 2023