Обзор игры Stronghold Kingdoms
Жанры вроде ролевых игр или шутеров легко переезжают в онлайн. А вот сделать толковую MMORTS, то есть массовую многопользовательскую стратегию в реальном времени, — задача весьма непростая. Но студия Firefly всё же взялась за её решение, чтобы выпустить к 2012 году онлайн-версию знаменитой стратегии. В Stronghold Kingdoms вы выступаете в роли лорда, обязанного развивать и защищать свои владения. Только, в отличие от прочих игр серии, здесь всё происходит медленнее, а на карте есть сотни феодалов, дерущихся между собой либо создающих альянсы. Затея разработчиков оказалась достаточно удачной, чтобы игра, несмотря на простую графику и сложный интерфейс, сохранила актуальность по сей день. Выясняем, чем она может привлечь современных геймеров.
Первое знакомство
Название Stronghold знакомо каждому любителю стратегий. Первая игра серии вышла ещё в 1993-м, но наибольшую славу снискали два выпуска с подзаголовком Crusader, а ещё вторая номерная часть. С третьей, увидевшей свет в 2011-м, у Firefly Studios совсем не задалось — её раскритиковали в пух и прах. Тем не менее уже понятно, что речь о большой и ценимой многими франшизе, поэтому онлайн-версия возникла не на пустом месте. И хотя разработчикам пришлось переосмыслить основные механики, чтобы приспособить всё к правилам MMO, стиль Kingdoms узнаётся сразу. Псевдотрёхмерная графика с детально прорисованными зданиями, но грубоватой анимацией, музыка с католическим хором на средневековый манер, куча вкладок, циферки с ресурсами, виртуальный помощник, называющий вас милордом, — всё настолько знакомо, будто вернулся в родной дом после долгого отсутствия.
Вам предстоит стать правителем феодальных владений. Надел можно выбрать самостоятельно, изучив карту мира (она повторяет настоящую, со всеми странами) или доверив дело слепому случаю. Поначалу дела невелики: в распоряжении игрока есть деревня для ведения хозяйственной деятельности, а также замок, доступный в отдельной вкладке. Вернее, от замка тут одно название — это просто площадка, которую предстоит обнести частоколом, а затем и каменной стеной, если открыты нужные технологии и хватает ресурсов. Селян отправляем окучивать сад, доить коров, рубить сосны и резать камень. На старте с экономикой не сильно разгонишься, поскольку под командованием у вас всего четыре рабочих, а новые прибывают очень медленно — пятого придётся ждать около двух часов реального времени.
Да и когда поселенец доберётся до ваших земель, ему надо обеспечить крышу над головой, еду и развлечения, иначе чернь затеет мятеж. Так же неторопливо растут здания, создающие рабочие места. Здесь всё устроено, как в любой RTS. Накопив достаточно ресурсов и получив чертёж, просто заказываете строительство. Но если в одиночной игре это происходит мгновенно, Kingdoms предлагает подождать. Ускорить процесс помогают специальные карты с бонусами — они отображаются в интерфейсе сверху. Активировав одну такую карточку, можно, например, получить прибавку к добыче камня, другая подстегнёт развитие животноводства, третья даст заряд бодрости рабочим, четвёртая удешевит войска. Их в игре сотни, причём их разрешено как зарабатывать, так и покупать за виртуальную или настоящую валюту.
Да и когда поселенец доберётся до ваших земель, ему надо обеспечить крышу над головой, еду и развлечения, иначе чернь затеет мятеж. Так же неторопливо растут здания, создающие рабочие места. Здесь всё устроено, как в любой RTS. Накопив достаточно ресурсов и получив чертёж, просто заказываете строительство. Но если в одиночной игре это происходит мгновенно, Kingdoms предлагает подождать. Ускорить процесс помогают специальные карты с бонусами — они отображаются в интерфейсе сверху. Активировав одну такую карточку, можно, например, получить прибавку к добыче камня, другая подстегнёт развитие животноводства, третья даст заряд бодрости рабочим, четвёртая удешевит войска. Их в игре сотни, причём их разрешено как зарабатывать, так и покупать за виртуальную или настоящую валюту.
Всё главное отображается во вкладках справа. Здесь доступно переключение между тремя основными видами: глобальная карта нужна для набегов на соседей и оценки угроз, план деревни помогает в развитии экономики, а замок — это окно, где видны все фортификационные сооружения и враги, если они пробрались под самые стены. Есть ещё вкладки с доступными войсками, графиками ресурсов, опциями дипломатии, торговли и списком вассалов — здесь можно брать под своё покровительство других игроков или самому поступать в услужение, чтобы более опытный пользователь не дал в обиду. Огромная роль в развитии отведена дереву исследований, которое работает на манер привычного открытия технологий в любой стратегии. Именно здесь вы определяете тот путь, который сделает из полуграмотного крестьянина знатного землевладельца.
Исследования делятся на четыре отрасли. Можно вложиться в промышленность, чтобы производить больше дерева, камня, инструментов и оружия. Ветка военного ремесла отвечает за фортификацию и за способности войск под вашим командованием — ничто не мешает прокачать разведку, урон в бою, эффективность набегов, численность или скорость армии за счёт тренировок. В «Земледелии» собраны сельскохозяйственные технологии (здесь повышаем удойность коров и урожайность яблонь), а в «Образовании» есть все виды просветительской деятельности с упором на богословие, математику или эстетику. Последняя пригодится для украшения владений, чтобы подданные лучше относились к своему господину. Заодно такие постройки приносят очки чести, то есть политическое влияние.
Исследования делятся на четыре отрасли. Можно вложиться в промышленность, чтобы производить больше дерева, камня, инструментов и оружия. Ветка военного ремесла отвечает за фортификацию и за способности войск под вашим командованием — ничто не мешает прокачать разведку, урон в бою, эффективность набегов, численность или скорость армии за счёт тренировок. В «Земледелии» собраны сельскохозяйственные технологии (здесь повышаем удойность коров и урожайность яблонь), а в «Образовании» есть все виды просветительской деятельности с упором на богословие, математику или эстетику. Последняя пригодится для украшения владений, чтобы подданные лучше относились к своему господину. Заодно такие постройки приносят очки чести, то есть политическое влияние.
Честь умножается за пиры, налаживание контактов с соседями, правый суд, умное управление поместьем, успешные сделки, любую помощь союзникам и защиту слабых. Словом, за рыцарское поведение. Прямо как в средние века: без чести человек никто и звать его никак. Но все эти механики — только верхушка айсберга, ведь по мере развития у вас появляется сразу несколько деревень, армия позволяет совершать более дерзкие вылазки, титулы открывают бездну политических махинаций. Хватило бы только терпения — запрягает игра очень долго. В идеале взаимодействие со Stronghold Kingdoms выглядит так: заходите, делаете необходимые заказы зданий и технологий, занимаете делом безработных, проверяете, что творится на карте, дерётесь или миритесь с кем-нибудь, а затем забываете об этой стратегии до следующего дня. Сделать здесь что-то быстро нельзя — почувствуйте, что называется, ритм жизни в средневековом захолустье.
Война и мир
Главное занятие добропорядочного феодала — это, конечно, выяснение отношений с другими лордами. Количество опций войны и мира зависит от вашего титула. Сельский дурачок, например, только и делает, что развивает приусадебное хозяйство. У вольного человека появляется больше занятий, включая активность в клане и битвы с соседями. У сквайра, рыцаря и барона — свой уровень деятельности, где важен не столько контроль над замком, сколько распоряжение целыми областями и странами на карте. Чем выше уровень манипуляций, тем большее влияние на геймплей оказывает вассальная система. Иначе говоря, все пользователи, проведшие в игре много времени, попадают в такую систему отношений, где у всех есть права и обязанности. Рыцари не могут отказать герцогу, призывающему их на бой, но и они, в свою очередь, вольны собирать дань и командовать своими подданными.
Самый простой способ нарваться на драку — набег на соседа. Чтобы это провернуть, достаточно открыть глобальную карту, выбрать цель и назначить рейдеров из имеющихся в вашем распоряжении солдат. Только шансы надо оценивать трезво. С толпой крестьян, вооружённых вилами, даже деревянную крепость не взять. Зато с парой-тройкой лучников что-нибудь да выйдет. Также в Stronghold Kingdoms имеются мечники, пикинёры, осадные машины и наиболее мощные юниты — капитаны. Чем сильнее боец, тем эффективнее он ломает стены и разоряет селения. Защититься от набегов позволяет фортификация. Например, строительство подвалов замедлит получение врагом добычи. Интересно, что при каждом выходе из игры можно назначить автоматические действия: специальный алгоритм будет вести вместо вас разведку, нанимать войска, давить противников или торговать с друзьями.
Как устроена прокачка?
Основная часть развития отображена в окне рангов, или титулов. Здесь представлен ряд из 22 уровней от деревенщины до принца, а продвигаться по этой лестнице наверх позволяют очки чести, получаемые за разные действия. Если не пренебрегать заданиями, активно грызть гранит науки и внимательно относиться к нуждам простого люда, можно вырасти из деревенщины в смерда за пару дней. Этот прогресс происходит не просто на словах — с каждым получением титула открываются новые технологии, а вдобавок вам дают очки на исследования и немного золота. То есть можно заказывать постройки новых типов, делать более совершенное оружие, разведывать месторождения ресурсов и нанимать войска помощнее.
Следующий аспект прогрессии — экономика. Помимо ресурсов вроде камня, железа, пищи и древесины есть две основных валюты — золото и кроны. На обе можно купить много полезного, но достать вторые не так уж просто, ведь кроны служат аналогом настоящих денег и их обычно меняют на карточки с бонусами. С золотом ситуация несколько проще — его вы регулярно получаете из налогов. Но в каком количестве его будет достаточно? Допустим, вам надо расширить владения и основать новую деревню. Это обойдётся в 10 000 — в сумму, неподъёмную для новичка. Если усилить поборы, энтузиазм работяг ослабнет, а их прирост уменьшится. Это, в свою очередь, замедлит всё развитие, ресурсов перестанет хватать на постройки, среди которых могут быть и такие, что повышают настроение жителей. Приходится искать тонкий баланс между планами завоевателя и чаяниями простого люда.
Стоит также иметь в виду, что радость крестьян — весомый множитель очков чести. Чем больше в ваших владениях довольных людей, тем ближе получение следующего титула, а с ним — доступ к новым знаниям и постройкам. То есть в Stronghold Kingdoms всё взаимосвязано. Хотя тонкости всё равно надо постигать на личном опыте. Как только вы захотите пополнить свою армию лучниками, сразу поймёте, что без соответствующих технологий этого не сделать, а затем вдруг обнаружите, что на мастерскую стрельника уходит уйма древесины, поэтому следует заказать больше хижин лесорубов. Но без рабочих рук пилить брёвна некому — придётся ускорить появление крестьян за счёт обустройства какого-нибудь трактира. Не снижать же налоги, в самом деле! Редкая MMO-стратегия предлагает такое же количество нюансов.
Стоит также иметь в виду, что радость крестьян — весомый множитель очков чести. Чем больше в ваших владениях довольных людей, тем ближе получение следующего титула, а с ним — доступ к новым знаниям и постройкам. То есть в Stronghold Kingdoms всё взаимосвязано. Хотя тонкости всё равно надо постигать на личном опыте. Как только вы захотите пополнить свою армию лучниками, сразу поймёте, что без соответствующих технологий этого не сделать, а затем вдруг обнаружите, что на мастерскую стрельника уходит уйма древесины, поэтому следует заказать больше хижин лесорубов. Но без рабочих рук пилить брёвна некому — придётся ускорить появление крестьян за счёт обустройства какого-нибудь трактира. Не снижать же налоги, в самом деле! Редкая MMO-стратегия предлагает такое же количество нюансов.
А вот ролевой составляющей здесь нет. Ни главного героя, ни очков силы или ловкости, ни прокачки владения каким-либо оружием. Сам игрок выступает в роли героя, поэтому лично решает, кем быть. Покорять ли огнём и мечом соседей, создав многочисленную армию, или заниматься мирным строительством и чаще торговать, чем воевать, — это каждый определяет для себя сам. Возможно, стратегию украсили бы элементы RPG, но она и без того интересна, особенно с учётом условно-бесплатной модели распространения.
Заключение
Выглядит Stronghold Kingdoms, конечно, непритязательно, а вдобавок распугивает пользователей своей неторопливостью и перегруженным интерфейсом. С технической точки зрения это настоящий привет из прошлого — такими были RTS лет пятнадцать назад. Тем не менее стоит учитывать возраст игры и принять во внимание тот факт, что доступна она даром. Но главное в этой стратегии — её увлекательность. Стоит только вникнуть в особенности развития личных владений, разобраться в тонкостях феодальной системы, чего-нибудь добиться, как процесс возьмёт вас за живое. Настойчивый геймер, интересующийся средневековой эпохой, получит от Kingdoms немало удовольствия.
Zarium. Март 2024
Zarium. Март 2024