Обзор игры Сфера 3: Ярость Сокрушителя
«Сфера», первая российская многопользовательская RPG, вышла в 2003 году и стала весьма популярной, предложив действительно качественный игровой процесс, в котором традиции лучших представителей жанра соседствовали со своими интересными идеями. Потом была «Сфера 2: Арена», ориентированная исключительно на сражения между пользователями. Просуществовала она, правда, недолго, и в 2015 году вернулась более традиционная, но обновленная и масштабная «Сфера 3: Зачарованный мир». Через некоторое время авторы и ее обновили, переделав баланс и сменив название на «Сфера 3: Ярость разрушителя» — именно так называется самая актуальная на сегодня, современная и бесплатная версия игры. Почему же она пользуется популярностью и что может предложить поклонникам жанра? Рассказываем подробно в нашем обзоре.
Про сюжет и мир
Мир «Сферы 3» — это классическое фэнтези, где идет постоянная война между людьми, которые относятся к «детям воды», и демонами, «детьми пламени». Именно так — каждая из рас (а есть еще эльфы и гномы) соответствует одной из четырех разных стихий, и когда-то между ними шло великое противостояние. История рас, их создания, взаимоотношения и конфликтов весьма подробно проработана и описана на официальном сайте проекта.
Так вот, люди воюют с демонами, и игроки вольны присоединиться к любой из сторон. Поэтому тут есть два сценария. Выбрав человека, мы оказываемся в Эрикурии и выступаем в роли раненого воина, который обнаруживает себя без памяти в одной из деревень.
Так вот, люди воюют с демонами, и игроки вольны присоединиться к любой из сторон. Поэтому тут есть два сценария. Выбрав человека, мы оказываемся в Эрикурии и выступаем в роли раненого воина, который обнаруживает себя без памяти в одной из деревень.
Его там выхаживают, солдат в ответ помогает местным решать их проблемы, а потом попадает к своим на заставу, где узнает, что именно он был тем единственным воином, кто сумел приблизиться к лидеру армии демонов и тем самым перевернул ход недавней грандиозной битвы. И только потом по дороге в госпиталь обоз сбился с пути, и боец оказался в неизвестной деревне.
Соответственно, нашему герою уготована уникальная судьба — на него не действует магия демонов. Что военачальники, конечно, хотят по-максимуму использовать — с этого фактически и начинается большая история.
Если же играть за демонов, то мы попадаем в тренировочный лагерь в Тир Туайде, где сразу узнаем о том, что события, случившиеся при рождении героя (или героини, пол выбираем сами), происходят раз в 2 тысячи лет — то есть тут тоже речь идет об избранном с уникальными способностями.
Соответственно, нашему герою уготована уникальная судьба — на него не действует магия демонов. Что военачальники, конечно, хотят по-максимуму использовать — с этого фактически и начинается большая история.
Если же играть за демонов, то мы попадаем в тренировочный лагерь в Тир Туайде, где сразу узнаем о том, что события, случившиеся при рождении героя (или героини, пол выбираем сами), происходят раз в 2 тысячи лет — то есть тут тоже речь идет об избранном с уникальными способностями.
В любом случае, кого бы вы ни выбрали, оба сценария получились интересными, насыщенными, с множеством событий, политическими дрязгами, интригами и предательствами. Например, при игре за людей уже в самом начале приходится поработать на контрабандистов, выступая фактически против своих же сослуживцев.
То, что история получилась интересной, неудивительно — над ней работал известный писатель-фантаст Александр Зорич (это творческий псевдоним Дмитрия Гордевского и Яны Боцман). К тому же сюжет тут действительно эпичный — он включает больше тысячи квестов и рассчитан более чем на 600 часов игры. Плюс еще множество побочных заданий. Понятно, что многие из них традиционны для жанра — собери, найди, убей столько-то «озерных огров» и так далее. Но, во-первых, многие квесты интересно обыграны (как вам задача искать клонов обезумевшего алхимика-наркомана?), а во-вторых, практически все сопровождаются качественными диалогами, которые приятно читать и не хочется пропускать — сразу чувствуется рука Зорича.
То, что история получилась интересной, неудивительно — над ней работал известный писатель-фантаст Александр Зорич (это творческий псевдоним Дмитрия Гордевского и Яны Боцман). К тому же сюжет тут действительно эпичный — он включает больше тысячи квестов и рассчитан более чем на 600 часов игры. Плюс еще множество побочных заданий. Понятно, что многие из них традиционны для жанра — собери, найди, убей столько-то «озерных огров» и так далее. Но, во-первых, многие квесты интересно обыграны (как вам задача искать клонов обезумевшего алхимика-наркомана?), а во-вторых, практически все сопровождаются качественными диалогами, которые приятно читать и не хочется пропускать — сразу чувствуется рука Зорича.
Про подземелья и арены
Помимо сюжетных и побочных квестов в «Сфере 3» присутствует еще масса интересных активностей для PvE-контента — то есть для сражений игроков против монстров. Например, реализована система испытаний (собери 30 ремесленных ресурсов, убей 40 чудищ с разницей между ними в 3 уровня и тому подобное), выполнение которых увеличивает прогресс пользователя в очередном боевом сезоне. А чем выше ваш уровень в сезоне, тем лучше награды вы получаете.
На месте, конечно, и ежедневные задачи, которые можно повторять раз в сутки, и награды за вход, за время пребывания в игре, за получение новых уровней. Плюс многочисленные акции, посвященные дню защитника отечества, дню всех влюбленных, или просто, например, ряд заданий от особых дрессировщиков, позволяющий заполучить уникального питомца.
На месте, конечно, и ежедневные задачи, которые можно повторять раз в сутки, и награды за вход, за время пребывания в игре, за получение новых уровней. Плюс многочисленные акции, посвященные дню защитника отечества, дню всех влюбленных, или просто, например, ряд заданий от особых дрессировщиков, позволяющий заполучить уникального питомца.
К слову, питомцам в «Сфере 3» уделяется особое внимание — есть те, которые прямо участвуют в бою, есть те, кто помогает собирать трофеи, и те, кого надо кормить и прокачивать, чтобы они давали вам различные бонусы. В итоге уже на начальных локациях вы можете бегать с тремя зверушками сразу. Причем «бегать» не пешком, а верхом на колоритном скакуне.
Начиная с 8-го уровня можно посещать Арены испытаний, где от вас требуется последовательно уничтожать волны врагов. А в каждой пятой волне появляется босс. Чем дольше продержались — тем выше награда. С 20-го уровня вам станет доступна функция поиска подземелий — это особые, рассчитанные на группы игроков локации, которые нужно зачистить, одолев финального босса, чтобы получить крутые награды. Важно, что подземелье создается индивидуально для каждой заходящей в него команды — то есть других пользователей вы тут не встретите. При этом перед началом похода необходимо указать свою роль в группе — условно, она может быть атакующей, защищающей или поддерживающей. Можно попробовать пройти такую зону и в гордом одиночестве, но тогда придется добираться до нее самому, не используя функцию поиска.
Всего в игре 7 подземелий, рассчитанных на разные уровни персонажей. Два из них находятся на территории людей, два — во владениях демонов и три — в нейтральных зонах. Никто не запрещает исследовать подземелья и противоположной фракции, но тогда вам придется самим, ножками (ну, или на ездовых животных) добраться до них, преодолев массу опасностей, которые ждут на чужой территории.
Особый интерес представляют и глобальные эпические миссии, которые рассчитаны также на группы из нескольких хорошо развитых игроков — за победы там выдают ценное снаряжение. Наконец, есть еще система мировых боссов: в каждой локации можно наткнуться на особо сильного монстра, уровень которого равен максимальному уровню этой зоны. При этом боссы очень большие, и со временем становятся сильнее. Поэтому чтобы одолеть их, понадобится совместное участие 10-25 персонажей. Распределение добычи (а она крайне ценная) зависит от внесенного вклада.
Особый интерес представляют и глобальные эпические миссии, которые рассчитаны также на группы из нескольких хорошо развитых игроков — за победы там выдают ценное снаряжение. Наконец, есть еще система мировых боссов: в каждой локации можно наткнуться на особо сильного монстра, уровень которого равен максимальному уровню этой зоны. При этом боссы очень большие, и со временем становятся сильнее. Поэтому чтобы одолеть их, понадобится совместное участие 10-25 персонажей. Распределение добычи (а она крайне ценная) зависит от внесенного вклада.
В землях людей и демонов есть 8 таких мировых боссов (по четыре на каждую сторону), и все они обладают уникальными тактиками боя. Например, «великий тролль» постоянно кидает булыжники и периодически поджигает землю вокруг себя, похожий на огромного комара «дух страдания» накладывает на всех эффект кровотечения. А «командир гномов» обожает мощно бить по земле так, что удар отбрасывает стоящих перед ним бойцов — поэтому нужно стараться зайти ему за спину.
Про осады и сражения между игроками
В серии «Сфера» всегда особое внимание уделялось PvP-контенту, то есть сражениям между игроками и состоящими из них кланами, объединениями и фракциями в различных режимах. Так вот, в третьей части они могут происходить на многих локациях, иногда даже на стартовых. Есть мирные зоны, где убийства запрещены, есть зоны свободного PvP — там нападения на других пользователей никак не караются.
И существуют нейтральные зоны, где можно свободно терроризировать членов другой фракции (то есть людей или демонов), а вот нападать на своих разрешено только при включенном статусе PK (то есть «убийца игроков»). И в этом случае вам будут засчитываться штрафы в карму. Чем их больше — тем выше шанс навсегда потерять ценное снаряжение и предметы, если вы погибнете. С каждой смертью вашего героя очки отрицательной кармы снижаются. Также очистить репутацию можно убийством монстров. Всё это верно только для PvP-серверов, а вот на PvE-серверах игрокам разрешено драться друг с другом исключительно по взаимному согласию или в особых зонах.
И существуют нейтральные зоны, где можно свободно терроризировать членов другой фракции (то есть людей или демонов), а вот нападать на своих разрешено только при включенном статусе PK (то есть «убийца игроков»). И в этом случае вам будут засчитываться штрафы в карму. Чем их больше — тем выше шанс навсегда потерять ценное снаряжение и предметы, если вы погибнете. С каждой смертью вашего героя очки отрицательной кармы снижаются. Также очистить репутацию можно убийством монстров. Всё это верно только для PvP-серверов, а вот на PvE-серверах игрокам разрешено драться друг с другом исключительно по взаимному согласию или в особых зонах.
Большинство сражений между пользователями происходит во время масштабных осад замков — это тоже фирменная черта серии. Таких крепостей в мире «Сферы 3» довольно много. Некоторые расположены на территориях конкретных фракций — и попытаться захватить их могут представители только противоположной стороны. Другие находятся в нейтральных локациях и изначально никому не принадлежат — поэтому борются за них обе фракции. А самые мощные замки, дающие больше всего бонусов своим владельцам, находятся в зонах свободного PvP, там, где разрешено без штрафов нападать на всех подряд — в этих локациях за замки сражаются вообще абсолютно все. То есть соперничать могут даже кланы, принадлежащие одной фракции.
Сам процесс осады и защиты реализован с вниманием к деталям. Для захвата атакующие должны установить у замка штаб, построить разные осадные орудия. Причем ресурсы для их возведения ограничены, поэтому нужно подходить с умом к процессу, чтобы, наставив катапульт, не остаться, к примеру, без тарана. Затем придется сломать ворота, перебить не менее 30% обороняющихся и захватить все контрольные точки с флагами.
Сам процесс осады и защиты реализован с вниманием к деталям. Для захвата атакующие должны установить у замка штаб, построить разные осадные орудия. Причем ресурсы для их возведения ограничены, поэтому нужно подходить с умом к процессу, чтобы, наставив катапульт, не остаться, к примеру, без тарана. Затем придется сломать ворота, перебить не менее 30% обороняющихся и захватить все контрольные точки с флагами.
Помимо осад есть еще «Оланнорские поля брани» — это режим, где игроки делятся на две команды и сражаются друг с другом за особо ценные ресурсы. Тут нужно захватывать контрольные точки и удерживать их.
Вполне понятно, что лучше и эффективнее всего участвовать в сражениях с другими игроками, когда вы находитесь не в гордом одиночестве, а принадлежите к клану. Создать его может любой, кто достиг, как минимум, 10-го уровня, но он должен быть «богатеньким буратиной» — стоит это удовольствие 60 тысяч монет. В дальнейшем клан нужно развивать разными способами, у него тоже есть свой уровень (а максимальный — 13-й). При этом все члены вносят часть собственного опыта в общий прогресс. Взамен они тоже получают преимущества — например, возможность пользоваться клановой казной и изучать особые умения.
Вполне понятно, что лучше и эффективнее всего участвовать в сражениях с другими игроками, когда вы находитесь не в гордом одиночестве, а принадлежите к клану. Создать его может любой, кто достиг, как минимум, 10-го уровня, но он должен быть «богатеньким буратиной» — стоит это удовольствие 60 тысяч монет. В дальнейшем клан нужно развивать разными способами, у него тоже есть свой уровень (а максимальный — 13-й). При этом все члены вносят часть собственного опыта в общий прогресс. Взамен они тоже получают преимущества — например, возможность пользоваться клановой казной и изучать особые умения.
Про экипировку и классы
Как видите, в игре масса режимов, квестов и активностей. И чтобы, участвуя в этом всём, достойно выглядеть, вам предстоит делать в принципе все то, что нужно делать в таких онлайновых RPG. В частности, приобретать и получать в награду обмундирование разного уровня крутизны, улучшать его, зачаровывать свитками, инкрустировать драгоценными камнями. Для работы с экипировкой реализованы удобная система крафта и ремесел — прокачивая соответствующие умения, собирая разные материалы, мы получаем доступ к более продвинутым возможностям и ресурсам для создания предметов.
За участие в различных испытаниях и сражениях между игроками вы зарабатываете очки боевой славы, которые можно у специальных персонажей менять на особенно ценное снаряжение. Но больше всего везет тем, кто в составе своего клана владеет замком — за это полагается мощное заточенное оружие, броня, бижутерия и расходники из специального сундука. Плюс персонажи получают временные усиливающие ауры, которые становятся тем сильнее и эффективнее, чем дольше ваш клан удерживает замок.
Ну, и, конечно, нужно правильно развивать своего персонажа, знать все плюсы выбранного класса и уметь их применять. Всего в «Сфере 3» 9 классов.
Ну, и, конечно, нужно правильно развивать своего персонажа, знать все плюсы выбранного класса и уметь их применять. Всего в «Сфере 3» 9 классов.
Варвар, как и положено, ненавидит магию, умеет впадать в боевой транс и копить ярость. Паладины могут отвлекать внимание на себя, исцелять других за счет своего здоровья и восставать из мертвых подобно Фениксу. Особенно сильные в ближнем бою воины наносят страшные удары и заставляют врагов истекать кровью. Следопыт, наоборот, предпочитает действовать на расстоянии — помимо нескольких видов выстрелов ему доступы ловушки и уникальный питомец-паук. Монахи сражаются голыми руками и, по понятым причинам, способны создавать разные защитные и отбрасывающие ауры. Ловкие Убийцы делают ставку на умение становиться на время невидимыми и отравлять своих противников.
Колдуны поджигают врагов и даже погружают их в сон. Одними из самых ценных являются Жрецы — потому что они всячески поддерживают товарищей и даже способны воскрешать павших. Хотя и сами могут за себя постоять, сковав, например, неприятеля узами тьмы, которые наносят периодический урон. Наконец, некроманты, как и положено, умеют поднимать трупы и делать их своими союзниками.
Колдуны поджигают врагов и даже погружают их в сон. Одними из самых ценных являются Жрецы — потому что они всячески поддерживают товарищей и даже способны воскрешать павших. Хотя и сами могут за себя постоять, сковав, например, неприятеля узами тьмы, которые наносят периодический урон. Наконец, некроманты, как и положено, умеют поднимать трупы и делать их своими союзниками.
У каждого класса есть свои плюсы и минусы. Например, тот же некромант имеет больше всего здоровья среди всех магических профессий, а его умения наносят огромный периодический урон. Но зато у него низкая мобильность, а когда остается мало некротической энергии на заклинания, то приходится восполнять ее своим же здоровьем. Поэтому каждый игрок волен составлять свою тактику боя для выбранного класса, учитывая все его особенности.
Говоря о «Сфере 3», нужно также отметить пусть и не самую современную по начинке и технологиям, но довольно живописную и выразительную графику. Если модели персонажей выглядят устаревшими, то пейзажи, архитектура и краски очень даже радуют глаз. При этом в динамике игра смотрится лучше и приятнее, чем на скриншотах. К тому же с такой картинкой игра получилась максимально доступной по системным требованиям.
Говоря о «Сфере 3», нужно также отметить пусть и не самую современную по начинке и технологиям, но довольно живописную и выразительную графику. Если модели персонажей выглядят устаревшими, то пейзажи, архитектура и краски очень даже радуют глаз. При этом в динамике игра смотрится лучше и приятнее, чем на скриншотах. К тому же с такой картинкой игра получилась максимально доступной по системным требованиям.
Еще тут достаточно непростая боевая система, использующая «нон-таргет»-систему: то есть вам нужно самим целиться во врагов. И если с монстрами особых проблем не возникает, то в сражениях с другими игроками, как вы понимаете, попасть куда сложнее.
Наконец, в игре реализована вполне демократичная и ненавязчивая система микроплатежей. Да, тут, как и положено, есть внутриигровой магазин, но товары из него можно получать не только за живые деньги, но и бесплатно — выполняете специальные задачи, а заработанные таким образом особые монеты обмениваете у торговцев на нужные предметы.
Наконец, в игре реализована вполне демократичная и ненавязчивая система микроплатежей. Да, тут, как и положено, есть внутриигровой магазин, но товары из него можно получать не только за живые деньги, но и бесплатно — выполняете специальные задачи, а заработанные таким образом особые монеты обмениваете у торговцев на нужные предметы.
Вывод
В общем, практически со всех сторон «Сфера 3: Ярость разрушителя» — игра интересная, разнообразная и доступная: с эпичным сюжетом, написанным профессиональным писательским тандемом, со множеством приключений и локаций, с уникальными осадами замков, с кучей испытаний и боссов, с вполне понятной, не перегруженной системой прокачки и с разными классами, которые имеют свои плюсы и минусы. И при этом, несмотря на богатую историю серии и несколько «подуставшие» модели персонажей, сама «Сфера 3» по своим идеям и игровому процессу совершенно не выглядит устаревшей.
Май 2021
Май 2021