Обзор игры Ravendawn Online
Классику любят все. Поэтому в последнее время появилось так много подражаний старым MMORPG. Но не каждая попытка приводит к желаемым результатам. Ravendawn Online, вдохновлённая знакомой всем фанатам жанра «Ультимой», долго оставалась в тени из-за отсутствия рекламы и громких анонсов. Тем не менее ещё во время бета-теста стало ясно, что игра достойна высокой оценки, пускай внешне она и не производит впечатления. Сотрудники Tavernlight Games объединили в одном проекте сильные стороны Tibia, World of Warcraft и ArcheAge, не говоря уже о старых произведениях вроде Ultima. Публика оценила старания по достоинству — количество пользователей после релиза в январе 2024-го перевалило за 300 000 и продолжает расти.
Знакомство с игрой
Приобщимся к прекрасному и мы. Хотя на первый взгляд Ravendawn кажется не такой уж прекрасной: в глаза бросается грубый «пиксельный» стиль и выполненные в скупой палитре декорации, а камера глядит на героев сверху и справа, как в Tibia, — на более привычный большинству ракурс из Diablo это не очень-то похоже. Но дайте игре шанс — и она впечатлит вас другим, менее технологичным способом. Для начала надо создать аккаунт на официальном сайте и скачать оттуда клиент. Не забудьте записать где-нибудь логин и пароль, ведь если пропустить небольшую галочку в стартовом окне, эти данные при следующем запуске придётся вводить заново. Других проблем нет — проект доступен бесплатно, а покупать ради него новую видеокарту, понятно, не надо.
Пролог переносит нас в королевство Лидерия, где герой по традиции старых RPG начинает свою одиссею с младшего возраста. Мы узнаём, что мир игры прекрасен, но если таскать с собой оружие, он станет ещё и безопасным. По случаю дня рождения главного персонажа родители дарят ему (или ей) первое оснащение, знакомят с азами использования навыков и показывают, как надо выполнять квесты. Одним из начальных заданий становится поиск пса по кличке Бандит — в дальнейшем он станет компаньоном героя. Затем действие перепрыгивает на годы вперёд — и мы узнаём, что с Лидерией стряслась беда: на страну обрушились землетрясения и потопы, вокруг развелось много разбойников, а правители земель из-за усобиц утопили свои владения в крови.
Обоих родителей тоже не стало — перед прощанием с родиной надо будет возложить цветы на их могилы. Между прочим, очень трогательный момент. Часто встречали нечто подобное в играх? Из гибнущей Лидерии надо отплыть на недавно открытый континент Рейвендон, где всем храбрецам обещаны справедливые награды за подвиги и достойная жизнь. Но опасностей там тоже хватает — то чудище из-под земли вылезет, то в руинах пробудится старая магия. Чем-то напоминает паломничество из фильма «Царство небесное»: кто в Европе был никем, может стать в Иерусалиме кем угодно.
По пути в счастливый край мы продолжаем знакомиться с азами. Управление здесь, например, очень старомодное. Ходить при помощи мыши нельзя — для этого нужны стрелочки и клавиши WASD. Про инициацию боя левым кликом тоже забудьте: сперва надо при помощи Tab выбрать противника, а затем правой кнопкой мыши включить режим атаки. Причём повторное нажатие всё отменяет — «закликивать» противников, как многие привыкли, здесь нельзя. Более того, специалист ближнего боя запускает драку, только подходя к цели вплотную — в отличие от лучника или мага с их дистанционной атакой.
Обоих родителей тоже не стало — перед прощанием с родиной надо будет возложить цветы на их могилы. Между прочим, очень трогательный момент. Часто встречали нечто подобное в играх? Из гибнущей Лидерии надо отплыть на недавно открытый континент Рейвендон, где всем храбрецам обещаны справедливые награды за подвиги и достойная жизнь. Но опасностей там тоже хватает — то чудище из-под земли вылезет, то в руинах пробудится старая магия. Чем-то напоминает паломничество из фильма «Царство небесное»: кто в Европе был никем, может стать в Иерусалиме кем угодно.
По пути в счастливый край мы продолжаем знакомиться с азами. Управление здесь, например, очень старомодное. Ходить при помощи мыши нельзя — для этого нужны стрелочки и клавиши WASD. Про инициацию боя левым кликом тоже забудьте: сперва надо при помощи Tab выбрать противника, а затем правой кнопкой мыши включить режим атаки. Причём повторное нажатие всё отменяет — «закликивать» противников, как многие привыкли, здесь нельзя. Более того, специалист ближнего боя запускает драку, только подходя к цели вплотную — в отличие от лучника или мага с их дистанционной атакой.
В Рейвендоне вас ждут все активности, какие только можно вообразить в MMORPG. Охота, рыбалка, рейды на боссов, десять ремёсел со своими ветвями прокачки, хождение по морям и обустройство личной усадьбы с прополкой огорода, поиски сокровищ, участие в жизни гильдий и PvP-сражения, напарники, питомцы, торговля, всевозможные квесты — чего здесь только нет. Такое разнообразие встретишь не во всякой крупной MMORPG с куда более современной графикой. Но хватает в Ravendawn и досадных моментов. Во-первых, не всегда понятно, чего игра от вас хочет — иногда приходится искать ответ методом проб и ошибок. Во-вторых, встречаются технические ошибки — вроде той, когда один саундтрек накладывается на другой, создавая ужасную какофонию.
Герои и их способности
Хотя в игре имеется полноценная ролевая система, устроена она своеобразно. Классов здесь огромное множество, но для получения любого из них надо потратить время. А базовой характеристикой персонажа служит архетип, или навык, выбираемый в самом начале. Всего архетипов восемь. Первый — стрельба из лука, дающий дистанционную атаку и приём Wind Arrow, который усиливает выстрел на 85%. Второй — ведовство, связанное со способностью приобретать мощь за счёт ослабления противника. Третий — магия, применение которой связано со стихиями. Начальное заклинание, например, представляет собой огненный шар, но есть атаки льдом, ветром и водой. Четвёртый — спиритуализм, позволяющий призывать потусторонние сущности (это, по сути, аналог друида).
Пятый навык назван «Тенью» и связан с использованием ядов в комбинации с парным оружием. Шестой — защита. Тут всё ясно: танк инициирует сражение и оберегает от урона своих товарищей. Седьмой — святость, состоящая из всякого рода поддержки: если надо кого-то подлечить, усилить или вдохновить, такой герой придётся как нельзя кстати. Наконец, воинственность — архетип, основанный на грубой силе. Все эти восемь навыков представляют собой отдельные ветви прокачки, но на старте приключения можно выбрать только одну. Она и определит, в каком стиле вам дебютировать: побеждать ли врагов чарами, хитростью или просто рубить их в капусту, словно дикарь. Или дикарка, ведь для каждого архетипа предусмотрен ещё выбор пола.
Любой из навыков поддерживает как активные, так и пассивные приёмы, применение которых назначено на кнопки с цифрами. Но использовать одновременно можно лишь двенадцать скиллов, поэтому надо смекать, что вам нужнее в той или иной ситуации. Вдобавок позднее становятся доступны другие архетипы — всего разрешено иметь по три на одного героя. И уже эта комбинация даёт вам класс. Например, если совместить навыки стрельбы из лука, ведовства и теневого искусства, получается класс Трикстер. Поскольку у него сразу три ветки с разными умениями, собрать уникального героя не составит проблем. Это оригинальная и в то же время понятная система, навеянная классикой MMORPG.
Любой из навыков поддерживает как активные, так и пассивные приёмы, применение которых назначено на кнопки с цифрами. Но использовать одновременно можно лишь двенадцать скиллов, поэтому надо смекать, что вам нужнее в той или иной ситуации. Вдобавок позднее становятся доступны другие архетипы — всего разрешено иметь по три на одного героя. И уже эта комбинация даёт вам класс. Например, если совместить навыки стрельбы из лука, ведовства и теневого искусства, получается класс Трикстер. Поскольку у него сразу три ветки с разными умениями, собрать уникального героя не составит проблем. Это оригинальная и в то же время понятная система, навеянная классикой MMORPG.
И это ещё не всё, ведь существуют карточки, способные усилить или изменить эффект от любого скилла. Причём доступны они за виртуальную, а не реальную валюту. Наконец, на свойства героя оказывает влияние его экипировка. В ней есть 12 ячеек: две отведены под амулеты, другая пара выделена для ремесленных предметов, четыре для доспехов, две для оружия и ещё две для аксессуаров. В итоге окно ролевых характеристик украшает целая таблица с цифрами: собрать в игре неповторимый билд — дело нескольких часов. Но что делать, если хочется попробовать другого персонажа? Ravendawn позволяет проворачивать и такие манипуляции. Во-первых, можно обнулить прокачку, выйдя в ролевое меню героя и нажав Reset Archetypes. Во-вторых, ничто не мешает создать четырёх протагонистов на одном аккаунте, чтобы заходить с любым из них на сервер.
Как устроена прокачка?
За выполнение заданий и победы в битвах персонаж получает повышение уровня. Это даёт не только прибавку к атаке с защитой, но и два очка для усиления характеристик на выбор — здоровья, мощи, интеллекта, мудрости и ловкости. Последняя отвечает и за снижение физического урона, и за защиту от заклинаний. Вдобавок каждый следующий уровень позволяет открыть или улучшить любой навык, а то и добавить к одной ветке развития другую. При желании можно сосредоточиться на чём-то одном — допустим прокачивать до конца стрельбу из лука (и получить бонус за целиком раскрытый архетип). Но ничто не мешает двигаться сразу по трём путям и присвоить герою класс, чтобы не ходить в новичках и использовать более эффективные сочетания умений. Вы сами решаете, что лучше для вашего стиля игры.
Второй путь прокачки связан с экипировкой. Какие-то вещи можно получить в качестве трофеев, но особенность Ravendawn в том, что герои способны сами себя снабжать всем необходимым за счёт ремёсел. Работает это так: чем чаще вы занимаетесь делом, тем лучше у вас получается. Одна из специальностей позволяет создавать одежду — если как следует её развить, можно изготовить редкие предметы «фиолетового» качества. И всё, что понадобится для апгрейда, — добытые в бою или полученные в награду материалы. Любители честных правил оценят тот факт, что вкладывать деньги в прокачку не надо. Оплата, конечно, позволяет оформлять премиум, но он не ускоряет прогрессию, а просто даёт некоторые удобства — вроде бесплатного телепорта или быстрого сбора ресурсов.
Игровой мир и мультиплеер
Рейвендон представляет собой большой континент, на котором всегда можно чем-то заняться. Даже банальный сбор ресурсов оформлен в виде мини-игры: например, для рубки деревьев надо вовремя жать F, следя за бегунком в прямоугольной панели. Двери во все здания открыты — из подвала некоторых легко попасть в подземелья, населённые монстрами. А изучать разрешается не только сушу, но и море, ходя по нему на своём корабле. В личное владение каждый игрок получает земельный участок, где выращивает всё от морковки и свиней до ездовых птиц (их здесь называют моа). Нет настроения копаться в огороде — идите на рыбалку либо берите в руки кирку и попытайтесь добыть из скалы драгоценный кобальт. Лишних занятий здесь просто нет, ведь все они в итоге сводятся к улучшению и оснащению героя.
Торговля в игре устроена таким образом, чтобы любой пользователь мог почувствовать себя настоящим купцом. Добыв, создав, выменяв или выловив из океана что-нибудь ценное, вы, конечно, получаете право сбыть это по выгодной цене. Но стоимость товаров на разных локациях различается: если продать его в ближних землях, прибыль будет гораздо меньше, чем при заключении сделок на отдалённых территориях. В этом случае, понятно, велик риск нарваться на разбойников, которые отнимут у вас весь товар. Так что по Рейвендону лучше путешествовать вместе с друзьями. PvP-режим здесь необычный: любая локация периодически становится ареной для драк между героями, но действует общее правило: нельзя убивать персонажей, которые ещё не достигли 20 уровня.
Впрочем, увлекаться разборками с каждым встречным не стоит, ведь игра штрафует заядлых бретёров. За каждое убийство другого героя вы получаете очки бесславия — если их наберётся несколько тысяч, на вашего персонажа накладываются негативные эффекты. Наломали дров? Тогда обеляйте свою репутацию за счёт специальных свитков. Мультиплеер предлагает активности, традиционные для всех MMORPG: гильдии, данжи, совместные приключения в рамках событий, торговлю на аукционах и даже войны. При этом боты в игре запрещены. Если вас поймают на добыче или обмене ресурсов с помощью программ, разработчики забанят ваш аккаунт.
Впрочем, увлекаться разборками с каждым встречным не стоит, ведь игра штрафует заядлых бретёров. За каждое убийство другого героя вы получаете очки бесславия — если их наберётся несколько тысяч, на вашего персонажа накладываются негативные эффекты. Наломали дров? Тогда обеляйте свою репутацию за счёт специальных свитков. Мультиплеер предлагает активности, традиционные для всех MMORPG: гильдии, данжи, совместные приключения в рамках событий, торговлю на аукционах и даже войны. При этом боты в игре запрещены. Если вас поймают на добыче или обмене ресурсов с помощью программ, разработчики забанят ваш аккаунт.
Что в итоге?
Ravendawn Online — очень амбициозный проект, что для геймеров хорошо и плохо одновременно. Хорошо — потому что редкая игра даст вам столько же возможностей и настолько вариативную ролевую систему, как эта. Если поначалу произведение Tavernlight Games воспринимаешь как очередную условно-бесплатную RPG, то затем открываешь здесь такую глубину, какой нет даже в MMO калибра ArcheAge. С другой стороны, надо понимать, что у студии был ограниченный бюджет, и это сказалось как на графике, так и на техническом состоянии продукта. То и дело настроение портят ошибки вроде потери управления персонажем или вылетов на рабочий стол. Алмазу, безусловно, не хватает огранки, но проходить мимо него фанатам жанра явно не стоит.
Zarium. Июнь 2024
Zarium. Июнь 2024