Онлайн-игра "No Man's Sky"

Online
No Man's Sky
  • Дата выхода:
    09 Августа 2016
  • Тип игры:
    Клиентская
  • Сайт игры:
  • Операционная система:
    Windows 10 / 11 — 64-bit
  • Минимальные требования
  • Процессор:
    Intel Core i3
  • Память:
    8Gb
  • Видеокарта:
    Nvidia GTX 1060 3GB / AMD RX 470 4GB / Intel UHD graphics 630
  • Место на диске:
    ~15Gb
  • Интернет:
    10Mbps
  • Версия DirectX:
    11.0
  • Поддержка VR:
    SteamVR
27
10
7.8
0
Скриншоты игры

Обзор игры No Man’s Sky

Представьте себе игру про космос, где вращаются на своих орбитах триллионы уникальных планет. Можно сесть на звездолёт и посетить любую, а на поверхности заняться добычей минералов, строительством базы, изучением флоры и фауны или исследованием загадок древней цивилизации. Хотите — берите с собой в приключение друзей, а нет такого желания — одиночке тоже найдётся, что делать. Но чтобы уделить каждому из миров хотя бы по секунде, человеку не хватит даже тысячи жизней, поэтому облететь всю виртуальную вселенную не суждено никому. Согласитесь, столь смелая концепция будоражит воображение любого поклонника научной фантастики, но кажется слишком необычной для игры. Тем не менее в 2013-м, когда студия Hello Games впервые представила No Man’s Sky, многие поверили разработчикам на слово.

Шон Мюррей улыбается

История студии Hello Games началась в 2008 году, когда несколько джентльменов, набравшись опыта в корпорациях калибра Electronic Arts, решили основать независимую компанию. По признанию лидера молодой команды Шона Мюррея, на прежней работе он только и делал, что создавал бесконечные сиквелы, а его душа между тем требовала свободы творчества. Поэтому вместе со своими товарищами Грантом Дунканом, Райаном Дойлом и Дэвидом Римом он взялся за воплощение принципиально новых, ни на что не похожих проектов. Дебютом стал платформер Joe Danger, где отважный мотоциклист несётся через полные препятствий уровни. Здесь важно было найти баланс между трюкачеством и сбором бонусов, а врагов, хотя они и мешали, при желании разрешили вовсе игнорировать.
Критики приняли первую игру Hello Games благосклонно — теперь она доступна на всех платформах, включая смартфоны. Но куда больший интерес у публики вызывала атмосфера, царящая внутри команды разработчиков. Они публично подтрунивали друг над другом, постоянно шутили в чатах с фанатами — возникало такое впечатление, будто это друзья собрались в пабе, а не геймдизайнеры в офисе. Стоит ли говорить, что с таким подходом для реализации сумасбродных идей не было никаких преград. Неслучайно эта компания получила премию Develop Awards и была отмечена за инновации изданием The Guardian в 2010 году. Тогда ещё никто не знал, насколько далеко зайдут Мюррей и компания. А они задумали нечто грандиозное — создать космический симулятор на основе процедурной генерации, в который можно играть бесконечно.

Это сейчас, в эпоху нейросетей, подобные задумки не кажутся диковинными, а тогда технология была новаторской. Главный принцип No Man’s Sky в том, что каждый из миров существует в виде математического уравнения, и только когда герой попадает в него, планета изображается как положено. Затем звездолёт покидает систему — и снова пустота. Вроде ничего сложного, но генерация здесь процедурная, а не случайная, то есть на любую из посещённых планет можно вернуться, и она примет тот же самый вид, что и раньше, включая ландшафты, животных и растения. Вдобавок алгоритм берёт на себя роль «художника»: следит за разнообразием и логичностью цветовых сочетаний, форм жизни, физических и химических условий, чтобы сделать все системы не только уникальными, но также избавленными от откровенного абсурда.
На этом разработчики решили не останавливаться и пообещали прикрутить к игре сюжетную кампанию, невиданные графические красоты и мультиплеер, чтобы геймеры бороздили космос вместе с друзьями. Более трёх лет в Hello Games кипела работа, а публику дразнили роликами с фиолетовым небом над зелёными скалами, пролётами мимо газовых гигантов и диковинными существами, будто сбежавшими из «Парка Юрского периода». Каково же было удивление людей, когда летом 2016 года они вдруг узнали, что реклама далека от правды. Вместо симпатичных зверушек на пёстрых планетах — бесконечно унылые ландшафты, где ковыляют уродцы, которых хочется добить из жалости. Вместо красот графики — баги и критические ошибки. Не говоря уже о том, что никакого мультиплеера в No Man’s Sky на момент релиза не было.

Игра в одночасье побила рекорд популярности и скатилась на дно под весом негативных отзывов. Из космического симулятора она превратилась в симулятор возврата денег, а на её разработчиков подали в суд. Попутно некий шутник взломал официальный аккаунт Hello Games в соцсети и написал, мол, No Man’s Sky was a mistake. А Шон Мюррей в такой ситуации не придумал ничего лучше, чем дать интервью, где он с широченной улыбкой на лице объяснил, что, да, ошибочка вышла — и геймерам придётся ждать обещанного неопределённо долго. Впоследствии кадр из этого видео стал мемом, к которому дописывали фразы вроде «One Man’s Lie». Сложно представить себе компанию, которая выдержала бы такой удар по репутации.
Но оказалось, что маленькой независимой студии проще справиться с проблемами, чем крупной корпорации. Шон Мюррей дважды удивил мир. В первый раз — когда со смехом признался в обмане и чуть не поставил крест на деле всей своей жизни. А во второй — когда отбился в суде от комиссии по рекламе и исправил все ошибки. Разработчики улучшали своё творение с завидным упрямством — добавили в космос больше сюжетов, квестов на планетах, роботов-напарников, звездолётов, битв с абордажами, крафта и строительства и, наконец, сделали долгожданный мультиплеер. А версия 5.0 получила полноценный водный мир — с симуляцией обитателей морей и погоды.

Чем заняться в No Man’s Sky?

Начнём с совета: устанавливать игру лучше на SSD-накопитель, чтобы загрузки не доводили вас до белого каления. Пускай NMS и вышла несколько лет назад, устаревший ПК она заставит пыхтеть и гудеть в попытках просчитать виртуальную вселенную. Дальше у вас появляется выбор режима. Можно пойти по пути наименьшего сопротивления и кликнуть по «Стандартному» — он, собственно, присутствует в No Man’s Sky с самого релиза. Но если нет желания искать и подсчитывать ресурсы, которых никогда не бывает достаточно, есть смысл облегчить задачу в «Расслабленном» формате, отправиться в «Творческий» (в нём вообще не надо ничего добывать) или задать свои настройки — чтобы враги, например, били больно, но в остальных аспектах были поблажки. Между тем фанаты хардкора определённо выберут «Выживание».
В самом начале приключения игра высаживает героя на поверхность случайной планеты в неизведанном закоулке галактики. Это может быть вполне уютный мирок, где ничто не пытается вас угробить, вокруг полно ресурсов, а формы жизни настроены дружелюбно. А может подвернуться и адское пекло, обжигающее потоками лавы и поливающее сверху кислотными осадками. Или ледяная пустыня, на поверхности которой не прекращаются метели, резко снижающие здоровье, подвижность и поле зрения. В придачу к этим бедам вокруг летают роботы-стражи, открывающие огонь при первой попытке добыть что-нибудь полезное из растений или животных. Словом, не угадаешь, какой сюрприз преподнесёт судьба. С другой стороны, если обстоятельства явно не в вашу пользу, ничто не мешает начать всё заново.

От смерти космического исследователя ограждает только то, что есть под рукой. Резак, который мы впоследствии улучшаем до преобразователя ландшафта, позволяет колоть руду и извлекать из неё полезные элементы или просто отбиваться от нападающих. Ещё имеется скафандр, дающий кислород во враждебной атмосфере и защищающих от всех вредных воздействий. Правда, чем агрессивнее среда, тем чаще приходится заправлять систему жизнеобеспечения, а это добавляет беготни в поисках подходящего топлива. Его проще обнаружить с помощью сканера — гаджет подсветит места, где больше кислорода, меди, железа, никеля или чего-то ещё, что вам необходимо. Высоко прыгать и не ломать ноги при падении помогает реактивный ранец, а на корабле можно лететь куда угодно — хоть с континента на континент, хоть на соседнюю планету, хоть к дальней звезде.
Но вот загвоздка: звездолёт сломан, так что его надо отремонтировать. На этом моменте игра учит новичка, как получить ресурсы, превратить их во что-нибудь (например, в лист обшивки) и устранить неисправность. Попутно мы узнаём, что на планете остались артефакты цивилизации геков — первой разумной расы, заселившей всю галактику. Ещё на каждый из миров приходится по порталу. Эти древние устройства перемещают вас с планеты на планету без всяких полётов, но только из точки A в точку B — выбора нет. Вдобавок то здесь, то там дымятся обломки спутников, маяков, контейнеров с припасами — и везде можно получить если не материальные ценности, то по крайней мере информацию. Всё это любознательный игрок узнаёт, пока чинит корабль. И даже то, что диких зверей можно задабривать кусочками еды.

А дальше всё по заветам классика научной фантастики Роберта Хайнлайна: «Имею скафандр — готов путешествовать». Двигатели на старт — и первый взлёт с чужой планеты. Сперва корабль пробивается сквозь облака, затем взмывает на орбиту, с которой видны соседние небесные тела, луны, астероиды, звёзды, станции. До каждого объекта в космической мгле можно добраться, если хватает топлива. Только стоит учесть активность пиратов под управлением искусственного интеллекта — едва завидев героя, они обязательно на него нападут. Прежде чем вступать в бой, лучше освоить управление транспортом. Вроде ничего сложно в этом нет — три вида ускорения, кнопки A и D отвечают за поворот вокруг оси движения, а мышь задаёт направление. Но дело осложняет инерция, так что нелишне приноровиться.
No Man’s Sky не станет тянуть вас за руку. Вы вольны прокладывать путь, двигаясь от одного источника сигнала к другому. Или взяться за одну из нескольких цепочек квестов, а то и пройти основной сюжет. Нет желания распутывать сценарную канитель — просто исследуйте. Все планеты разные, двух одинаковых нет. Обнаружив симпатичный мир, можно застолбить его за собой и возвести там базу. Особых усилий это дело не потребует — достаточно развернуть компьютер и дальше собирать материалы, чтобы строить стены, проделывать окна и двери, расставлять мебель и специальное оборудование. День сменяется ночью, над горизонтом то пролетают чужие корабли, то проносятся метеоры или ураганы, а мимо ваших владений ходят причудливые существа.

Это тот самый случай, когда главное не победа, а участие. Нечего и думать о том, чтобы обогнуть всю вселенную или получить в собственность все планеты. Но странствия дарят смешанные чувства первого открытия и опасности, как в книге Стругацких «Обитаемый остров» и другой научной фантастике. Дополняет впечатления музыка — она балансирует на грани альтернативного рока и симфонии, а ещё автоматически подстраивается под происходящее на экране.

Сюжет игрового мира

Сложно поверить, но при полной свободе навигации No Man’s Sky имеет вполне чёткие сюжетные линии, сведения о которых можно почерпнуть из терминалов, диалогов с NPC, изучения руин внеземных цивилизаций и архивов разбившихся кораблей. Между прочим, в работе над сценарием принимали участие Дэйв Гиббонс (автор комиксов «Хранители» и сценарист фильма «Kingsman: Секретная служба») и Джеймс Сваллоу, известный по игре Deus Ex: Human Revolution. Так что у виртуального космоса мощная предыстория, а заодно несколько кампаний — по количеству DLC, которые выходили в разные годы. Всё началось на Земле в современную эпоху, когда известные бизнесмены основали «Фонд Атлас» — компанию, занятую изучением ИИ, оцифровкой разума и моделированием реальности.
Со временем искусственный интеллект «Атлас», созданный этой компанией, не только позволил людям выбраться за пределы Солнечной системы, но и начал моделировать свою вселенную, в которой, собственно, и пребывают персонажи No Man’s Sky. За всю эволюцию суперкомпьютера сменилось несколько версий «Матрицы», отголоски которых ещё можно найти, если внимательно исследовать космос. Первой доминирующей расой здесь стали геки, они же первороды, основавшие свою империю — Доминион. Его руины мы и находим на разных планетах. Заодно с грубой силой геков начали утверждать свою власть механические корваксы и аэроны — последние расселились почти по всем мирам и стали стражами, атакующими любого нарушителя спокойствия. Они выполняют роль полиции, чтобы геймеры не слишком увлекались уничтожением всего живого.

Противостояние живых организмов и машин вылилось в череду войн галактического масштаба, по итогам которых корваксы сумели переписать ДНК геков, чтобы сделать их более мирными и покладистыми. Так настал финал Доминиона, а его бывшие гегемоны переключились на изучение технологий, дипломатию и торговлю — в игре первороды занимаются продажей ресурсов, кораблей и различных устройств на станциях. Вместо военной империи во вселенной утвердился Альянс, так что приключение вашего героя происходит в эпоху процветания, когда никто ни с кем не дерётся. Впрочем, сюжет ещё даст понять, что не всё так гладко — и небольшие стычки ещё мешают Альянсу жить мирно. А когда главная история подойдёт к концу, можно взяться за дополнительные — в них приглашают NPC, известные как странники.
Странники впервые появились в аддоне Atlas Rising, а затем их количество росло — вместе с выходом дополнений. Каждый предлагает игрокам пройти цепочку миссий. В сюжете от Артемиды надо, например, решить судьбу этой странницы — загрузить ли её сознание на серверы корваксов или освободить её душу и позволить ей умереть. От Аполлона мы узнаём, как связаны стражи с порталами и разгадываем загадку древнего Монолита, корвакс-культист Нада подсобит с извлечением добычи из Аномалии, а гек по имени Поло за выполнение квестов снабдит героя новым кораблём и экзокостюмом. Да и само исследование Аномалии, гигантской космической станции, существующей вне времени и пространства, увлечёт любителей жанра не на шутку.

Ресурсы, строительство и прокачка

Если вы проходите No Man’s Sky не в творческом режиме, то обязательно узнаете, что такое ресурсный голод. Потому что ресурсов в игре много, более сотни разновидностей, но их всегда не хватает — приходится тратить изрядное количество времени на их поиск и добычу. Самый простой способ сбора веществ — разрушение камней, растений и всего остального мультитулом (это название того самого инструмента, который вам дают на старте). Также на поверхности любой планеты можно установить автоматический сборщик, чтобы переложить рутину на плечи машины. А в некоторых случаях ничего уничтожать не надо. Если вам, например, нужны кристаллы фекалия, получить их можно после кормёжки некоторых животных или из выращенного гнилоцвета. Как бы там ни было, ресурсы — важная часть игры, поэтому с ними стоит познакомиться поближе.
По области применения все элементы во вселенной игры можно разделить на четыре типа:

  • Стройматериалы, такие как феррит и кобальт. Эти вещества пригождаются, когда надо что-нибудь создать или отремонтировать.
  • Топливо вроде кислорода и дигидрогена необходимо для заправки различных систем — от скафандра до звездолёта.
  • Ресурсы смешанного назначения, такие как углерод, расходуются и на строительство, и на подзарядку оборудования.
  • Ценности. Каких-то особых функций у этих веществ нет, зато их можно выгодно продать на ближайшей станции. Например, если в космосе расстрелять астероид и поймать несколько золотых слитков, у вас появится неплохой товар для торговли.

Материалы бывают разной редкости: если найти обычный водород не составит труда, то с поисками его изотопа трития придётся уже постараться. А ведь без этого вещества нечем будет заправить импульсный двигатель! Но мало добыть сырьё из разрушенного лазером камня или цветка, его ещё надо обработать ради получения нужного элемента. А для этого понадобится техника вроде портативного очистителя — он мигом превратит ферритную пыль в чистый феррит, а после повторной прогонки выдаст намагниченный металл. В итоге храбрый космонавт, решивший построить базу, вынужден таскать с собой кучу разных кристаллов, минералов, порошков — от обилия надписей в инвентаре глаза разбегаются. Хорошо ещё, в каждом чертеже есть подсказка, что надо для сборки.
Чем дольше вы играете и чем больше архивов вскрываете, тем богаче арсенал чертежей, позволяющих конструировать что угодно — от торшера и коврика до робота-помощника и вездехода. Если решили удариться в развитие базы, надо нанять строителя на одной из станций, чтобы он выдавал вам задания и пополнял тем самым набор рецептов. Точно такой же персонаж, только техник, подсобит с развитием парка оборудования. Но стоит иметь в виду, что не всякое место годится для колонизации. Всё-таки лучше селиться на красивой и дружелюбной планете, где мало хищных тварей, климатического экстрима и агрессивной химии. В идеале неплохо иметь под боком залежи редких ресурсов.

Не стоит, конечно, забывать и об автоматических стражах. Если развернуть деятельность вблизи их роя, они обязательно на это отреагируют и будут постоянно вызывать подмогу. Без стрельбы дело не обойдётся, а это разрушит мечты о робинзонаде на экзотической планете с видом на сиреневые закаты. И раз уж зашла речь о боях, самое время обсудить прокачку. Поскольку No Man’s Sky — это не MMORPG, обычной прогрессии с классами и уровнями в ней нет. Тем не менее прокачка всё-таки имеется, ведь начинает геймер с пустыми карманами и дымящейся развалюхой, а затем получает массу всего — от золота и кредитов (так называют здешнюю виртуальную валюту) до корабля, способного убить любого пирата и перевезти за раз промышленный объём груза. Вопрос только в пути к цели — улучшить ли звездолёт, добавив ячеек в трюм, или разжиться новым.
Важно отметить, что никакого платного контента в игре нет. Здесь не купишь бластер усиленной мощности или скафандр с бонусной бронёй. Нельзя заказать и какой-нибудь «Стартер пак» с ящиками ресурсов. Все апгрейды, чертежи и материалы надо добывать в ходе миссий, своими силами, и никак иначе. Большинство рутинных процессов тоже не поставишь на автомат ни за какую валюту в мире. В 2022 году дошло до того, что фанаты NMS создали специальную криптовалюту, позволяющую оплачивать проекты баз и дизайны интерьера, а ещё помощь с установкой модификаций. Словом, стоимость No Man’s Sky вы погашаете только раз — приобретая её в Steam или любом другом магазине. И затем сразу получаете все DLC, их сценарии, персонажей и предметы.

А что с мультиплеером?

Теперь представьте, что всё, описанное выше, можно делать вместе с друзьями. Это в 2016-м Шон Мюррей казался плутом, который наврал с три короба и рискнул превратить отсутствие обещанного мультиплеера в шутку. Но с тех пор разработчики из Hello Games изменили многое — и добавили долгожданный онлайн. Чтобы пригласить человека в партию, достаточно найти его в лобби и выбрать — тогда вы вместе появитесь на одной и той же планете. В противном случае обоим надо пройти до конца сюжетную кампанию и пересечься в Аномалии, где собираются игроки, которые ищут себе напарников. А так во вселенной полно героев под управлением других геймеров. Если загрузить сохранение в многопользовательском режиме, все они будут помечены на галактической карте.
С людьми можно сражаться или дружить — как и в любой другой онлайн-игре с PvP. Но надо учитывать, что в одной системе могут одновременно находиться до 32 героев. Это если играете на ПК — на консолях и того меньше. Вдобавок с 2021 года в No Man’s Sky доступны экспедиции — чисто мультиплеерный режим, который не пройти в одиночку. Суть его в том, что в определённой точке космоса стартует событие. Чтобы принять в нём участие, надо просто прилететь в эту точку и встретить там других путешественников, готовых пройти испытание. А дальше все движутся от одного этапа к другому с растущей сложностью заданий. Разумеется, добравшись до финала, члены отряда получают вознаграждение — в виде уникальных чертежей, улучшений и ресурсов.

Бескрайний космос

Играть в No Man’s Sky можно бесконечно — и всё равно вам не хватит целой жизни на исследование даже сотой доли космоса. Здесь нет ключевой цели вроде уничтожения или спасения галактик. Зато есть возможность прокладывать собственный путь во вселенной, задерживаясь в любом из миров сколь угодно долго и обживая планеты по своему вкусу. Для одних людей такие нюансы станут достоинством, а для других — недостатком. Если вам по душе спокойный геймплей без гонки за великими победами и цифровым джекпотом, произведение студии Hello Games вам однозначно понравится. Остальным стоит тщательнее присмотреться и прицениться, вдруг это просто не ваш формат.

Zarium. Август 2024