Обзор игры «Калибр»
Как известно, одним из самых популярных сетевых экшенов является Tom Clancy's Rainbow Six Siege. ММО боевик «Калибр» от 1C Game Studios и Wargaming.net в какой-то степени если не прямой ему конкурент (бюджеты всё-таки разные), то, во всяком случае, игра, способная дать примерно тот же геймплейный опыт и ощущения – потому, что это тоже тактический экшн про спецназ. Какие еще есть аргументы в рукаве у «Калибра» и стоит ли в него играть сейчас (а проект вышел в открытую бету в 2019ом году) – узнаете из нашего обзора.
Про режимы
Итак, как и обещали авторы, «Калибр» - это игра, которую «не стыдно громко обсуждать в баре взрослым мужчинам, готовым говорить про бойцов, вооружение и тактику, а не про фей со светящимися крылышками». А ещё это игра про команду и про дружбу. Иными словами, перед нами достаточно жесткий, хардкорный и реалистичный тактический экшн, рассчитанный на командное взаимодействие и грамотный выбор роли.
Поэтому тут нет сюжета – играя за представителей сил специального назначения и антитеррористических подразделений из разных стран мира, мы выполняем соответствующие задачи и сражаемся с преступниками в разных режимах примерно также, как это происходит в той же Rainbow Six Siege или в Counter-Strike: Global Offensive. Выбираем оперативника одного из четырех классов (о них подробнее расскажем чуть позже), основное и дополнительное оружие, спецсредства, а также вспомогательные расходники – аптечку, набор боеприпасов или бронепластин, а также укол адреналина, который позволит вернуть в бой выбывшего камрада. Ну, и идём сражаться.
Поэтому тут нет сюжета – играя за представителей сил специального назначения и антитеррористических подразделений из разных стран мира, мы выполняем соответствующие задачи и сражаемся с преступниками в разных режимах примерно также, как это происходит в той же Rainbow Six Siege или в Counter-Strike: Global Offensive. Выбираем оперативника одного из четырех классов (о них подробнее расскажем чуть позже), основное и дополнительное оружие, спецсредства, а также вспомогательные расходники – аптечку, набор боеприпасов или бронепластин, а также укол адреналина, который позволит вернуть в бой выбывшего камрада. Ну, и идём сражаться.
Основными режимами, доступными изначально, являются «Зачистка» и «Столкновение». В первом четверо игроков в команде выступают против четверых террористов-ботов, которыми управляет компьютер. А в «Столкновении» всё то же самое, но без ботов – между собой сражаются две команды игроков. Именно «Зачистку» можно назвать самым простым способом быстро зарабатывать опыт и кредиты.
«Натиск» - более интересный и разноплановый режим. Здесь отряд игроков, сражаясь против компьютерных оппонентов, последовательно выполняет различные задачи - оборона, разминирование бомбы вручную или с помощью робота, которого нужно сопроводить до взрывчатки, перехват (нужно отнести кейс с химикатами в зону доставки), взлом и передача данных, уничтожение особо сильных врагов и эвакуация. Задач, как видите много, а есть еще и усиленный (точнее более сложный) вариант режима –«Натиск: Ветераны».
«Натиск» - более интересный и разноплановый режим. Здесь отряд игроков, сражаясь против компьютерных оппонентов, последовательно выполняет различные задачи - оборона, разминирование бомбы вручную или с помощью робота, которого нужно сопроводить до взрывчатки, перехват (нужно отнести кейс с химикатами в зону доставки), взлом и передача данных, уничтожение особо сильных врагов и эвакуация. Задач, как видите много, а есть еще и усиленный (точнее более сложный) вариант режима –«Натиск: Ветераны».
На помощь приходит возможность получать за ликвидацию врагов во время обороны и использовать так называемые «полевые усиления» - а они позволяют деморализовать противников, устраивать короткое замыкание и даже заказывать артиллерийский обстрел. Кроме того, можно получать «поддерживающие усиления», а по сути дополнительные расходники – медкомплект, модификаторы для оружия, шприц с адреналином и так далее. Самым сложным вариантом сражений против ботов является режим «Спецоперация», который и открывается далеко не сразу –здесь тоже нужно последовательно выполнять различные задачи, но уровень сопротивления выше.
А ещё есть очень интересный режим «Фронт», где приходится сражаться и против компьютерных ботов, и против команды вражеских игроков. Для победы одна из сторон должна первой набрать нужное количество очков, которые выдаются за захват контрольных точек и документов разной степени важности, за передвижение «линии фронта» в сторону врага и за убийство особенно сильных компьютерных ботов.
А ещё есть очень интересный режим «Фронт», где приходится сражаться и против компьютерных ботов, и против команды вражеских игроков. Для победы одна из сторон должна первой набрать нужное количество очков, которые выдаются за захват контрольных точек и документов разной степени важности, за передвижение «линии фронта» в сторону врага и за убийство особенно сильных компьютерных ботов.
Про классы и оперативников
Во всех этих режимах, как мы уже сказали, сражаются бойцы четырех базовых классов. Штурмовики с автоматами, как водится, призваны всегда быть на острие атаки, лучше всего показывая себя на средней и ближней дистанции. А вот, снайперы, наоборот, вблизи малоэффективны, но зато способны одним точным выстрелом в голову с дальней дистанции из какой-нибудь «винтовки Драгунова» уничтожить противника.
Вооруженные тяжелыми пулеметами и гранатами бойцы поддержки обладают наиболее большим запасом здоровья и брони, хотя они и самые медлительные в игре. Их задача - отвлекать огонь на себя, прикрывая тех же штурмовиков, подавлять врагов и так далее. Наконец, без медика никому из них не выжить – непосредственно в перестрелках он самый малоэффективный (в его арсенале – пистолеты-пулеметы и дробовики), но только медик способен так часто реанимировать и подлечивать соратников. Поэтому очень важно, чтобы в команде был грамотный медик, который умеет правильно играть именно этим классом.
Вооруженные тяжелыми пулеметами и гранатами бойцы поддержки обладают наиболее большим запасом здоровья и брони, хотя они и самые медлительные в игре. Их задача - отвлекать огонь на себя, прикрывая тех же штурмовиков, подавлять врагов и так далее. Наконец, без медика никому из них не выжить – непосредственно в перестрелках он самый малоэффективный (в его арсенале – пистолеты-пулеметы и дробовики), но только медик способен так часто реанимировать и подлечивать соратников. Поэтому очень важно, чтобы в команде был грамотный медик, который умеет правильно играть именно этим классом.
Но ситуация не ограничивается выбором класса. Мы играем конкретными оперативниками, которые относятся к одной из четырех специализаций, но при этом служат в спецподразделениях разных стран - представлены Россия («Альфа», «Вымпел», 22-я отдельная гвардейская бригада специального назначения и другие), США (SEAL), Германия (KSK), Польша (GROM), Британия (TFB), Израиль (NESHER) и множество других отрядов. Все они обладают собственным позывным и биографией, а самое главное – отличаются друг от друга характеристиками, используемым вооружением, набором способностей.
У каждого – собственная ветка улучшений, которые открываются по мере набора опыта и уровней. Они дают разные прибавки к характеристикам, разные обвесы на оружие (глушители, прицелы, увеличенные магазины и так далее), а также разные уникальные способности. Один умеет накладывать на врагов метки, открывающие их расположение союзникам, другой, наоборот, становится на время невидимым для обнаружения, третий накладывает эффект кровотечения даже на тех, кто сидит вдалеке за укрытием.
Поэтому одни и те же вроде бы по классу снайперы, медики, штурмовики и бойцы поддержки, но из разных спецслужб и с разными позывными отличаются друг от друга – у них разные способности, разные показатели в скорости ходьбы/бега, объема выносливости и расхода её, они наносят разный урон и выдерживают разный уровень повреждений. И еще оперативники имеют разные особые черты.
У каждого – собственная ветка улучшений, которые открываются по мере набора опыта и уровней. Они дают разные прибавки к характеристикам, разные обвесы на оружие (глушители, прицелы, увеличенные магазины и так далее), а также разные уникальные способности. Один умеет накладывать на врагов метки, открывающие их расположение союзникам, другой, наоборот, становится на время невидимым для обнаружения, третий накладывает эффект кровотечения даже на тех, кто сидит вдалеке за укрытием.
Поэтому одни и те же вроде бы по классу снайперы, медики, штурмовики и бойцы поддержки, но из разных спецслужб и с разными позывными отличаются друг от друга – у них разные способности, разные показатели в скорости ходьбы/бега, объема выносливости и расхода её, они наносят разный урон и выдерживают разный уровень повреждений. И еще оперативники имеют разные особые черты.
Например, снайпер с позывным «Тень» из российского спецподразделения 22 СПН (вышеупомянутая уже 22-я отдельная гвардейская бригада специального назначения) перед смертью от добивания накладывает на врага эффект кровотечения, а снайпер «Стилет» из польского GROM обладает невосприимчивостью к эффекту «Метка» во время действия рывка. Поэтому в сети есть гайды, объясняющие какие, например, медики более эффективны на разных стадиях игры и в разных боевых ситуациях. Можно даже сравнить в специальной программе оперативников одного класса и посмотреть, кто из них первым «упадёт», то есть быстрее погибнет.
Оперативников можно покупать за обычные внутриигровые кредиты или за особые монеты, в которые вкладываются живые деньги. Развитие всех бойцов поделено на несколько стадий – боец (0-14 уровень), элита (с 15го по 18ый) и мастер (с 19го уровня). На последнем открываются особые уникальные навыки. Кроме того, на экспертном уровне 5%, а на элитном - 10% полученного опыта конвертируется в свободный, который можно дополнительно использовать для развития персонажа. Этот свободный опыт и бустеры к его накоплению также можно покупать за монеты (то есть за живые деньги). Помимо уровней конкретных оперативников прокачивается и уровень самого аккаунта, что также открывает новые возможности.
Оперативников можно покупать за обычные внутриигровые кредиты или за особые монеты, в которые вкладываются живые деньги. Развитие всех бойцов поделено на несколько стадий – боец (0-14 уровень), элита (с 15го по 18ый) и мастер (с 19го уровня). На последнем открываются особые уникальные навыки. Кроме того, на экспертном уровне 5%, а на элитном - 10% полученного опыта конвертируется в свободный, который можно дополнительно использовать для развития персонажа. Этот свободный опыт и бустеры к его накоплению также можно покупать за монеты (то есть за живые деньги). Помимо уровней конкретных оперативников прокачивается и уровень самого аккаунта, что также открывает новые возможности.
Вообще условно-бесплатная модель монетизации в «Калибре» довольно стандартная. Есть аналог боевого пропуска с ежедневными и еженедельными заданиями (выиграй столько-то матчей в нужном режиме, убей столько-то игроков и так далее), периодически выдаются разные приятные награды вроде ящиков, в которых могут оказаться как материалы и чертежи, необходимые для некоторых улучшений, так и новые оперативники (вы вольны их коллекционировать и играть разными, при этом каждый прокачивается отдельно). Но если приобрести премиум-аккаунт, то наград будет больше. При этом премиум увеличивает опыт и кредиты за бой не только вам, но и вашим союзникам в отряде.
Также разрешают покупать различную «косметику» - нашивки, значки, эмблемы. А самые крутые и легендарные из них еще и дают разные бонусы. Но все равно решающее значение все-таки имеет ваше личное мастерство. А медали, которые так же дают бонусы, зарабатываются обычным путем – они выдаются не за деньги, а за энное количество боевых лент, которыми отмечаются ваши успехи в сражениях.
Также разрешают покупать различную «косметику» - нашивки, значки, эмблемы. А самые крутые и легендарные из них еще и дают разные бонусы. Но все равно решающее значение все-таки имеет ваше личное мастерство. А медали, которые так же дают бонусы, зарабатываются обычным путем – они выдаются не за деньги, а за энное количество боевых лент, которыми отмечаются ваши успехи в сражениях.
Как это играется
Да, в «Калибре» ценится мастерство и умения, реакция, меткость самого игрока, а не только оперативника, за которого он играет. Как мы уже сказали, это довольно жесткий экшн, особенно в сражениях с другими пользователями. Хотя и компьютерные боты при всей предсказуемости их поведения в некоторых усиленных режимах дают прикурить за счет серьезного усиления характеристик и огневой мощи.
В игре много реалистичных моментов. Боеприпасы не бесконечны, и нужно всегда сверяться, сколько осталось, пополняя боезапас у специальных ящиков. Облачённые в броню бойцы не могут слишком прытко бегать, а на все ускорения тратится выносливость, которая довольно медленно восстанавливается. Поэтому важно не расходовать ее понапрасну.
Кроме того, оружие сделано по лицензиям от оружейных концернов «Калашников» и Lobaev Arms, поэтому все эти АКС-74Н, АКС-74У, ПКП-М, Вепрь-12 «Молот», РПК-203, АК-12, «Сайга» и другие модели достаточно достоверно ведут себя - они по разному и аутентично ощущаются, в том числе по звуку и разбросу пуль.
В игре много реалистичных моментов. Боеприпасы не бесконечны, и нужно всегда сверяться, сколько осталось, пополняя боезапас у специальных ящиков. Облачённые в броню бойцы не могут слишком прытко бегать, а на все ускорения тратится выносливость, которая довольно медленно восстанавливается. Поэтому важно не расходовать ее понапрасну.
Кроме того, оружие сделано по лицензиям от оружейных концернов «Калашников» и Lobaev Arms, поэтому все эти АКС-74Н, АКС-74У, ПКП-М, Вепрь-12 «Молот», РПК-203, АК-12, «Сайга» и другие модели достаточно достоверно ведут себя - они по разному и аутентично ощущаются, в том числе по звуку и разбросу пуль.
А реализация фугасного поражения от гранат вообще одна из лучших в жанре. Хотя в целом баллистика упрощена, есть разница в используемом калибре. Чем он меньше, тем меньше дистанция поражения и больше повышается скорострельность. Но при этом оружие не перегревается и не заклинивает. Тоже самое с разрушаемостью окружения на уровнях – оно есть, но не везде. То есть авторы соблюдают баланс между реализмом и доступностью.
Ну, и в целом у «Калибра» довольно низкий порог вхождения, в том числе благодаря удобному обучению и очень наглядным демонстрациям различных механик. Но вот чтобы добиться успеха, нужно уметь правильно играть – знать особенности карт, прикрывать друг друга, грамотно занимать позиции, укрытия и высоты, взаимодействовать с союзниками, для чего реализованы голосовой чат и возможность указывать цели, использовать все тактические возможности, не пренебрегая, например, дымовыми завесами.
Ну, и в целом у «Калибра» довольно низкий порог вхождения, в том числе благодаря удобному обучению и очень наглядным демонстрациям различных механик. Но вот чтобы добиться успеха, нужно уметь правильно играть – знать особенности карт, прикрывать друг друга, грамотно занимать позиции, укрытия и высоты, взаимодействовать с союзниками, для чего реализованы голосовой чат и возможность указывать цели, использовать все тактические возможности, не пренебрегая, например, дымовыми завесами.
Конечно, не всё в игре идеально. Кто-то жалуется, что нельзя сменить оружие у оперативников, кому-то карты кажутся не слишком разнообразными, а система подбора игроков не всегда честной – частенько, она собирает в одном матче игроков кардинально разных уровней. Но «Калибр»- игра молодая, которая постоянно развивается. Авторы что-то пробуют, добавляют, меняют, гибко реагируя на отзывы пользователей.
Показательна тут ситуация с режимом «Спецопераций» - во время альфа и бета-тестирования сражения с ботами там были очень сложными, после релиза – наоборот, они существенно стали проще. Тогда авторы начали доводить до ума ИИ, повышать его характеристики, о чем честно сообщали игрокам, особенно подчеркивая, что «Калибр» — развивающаяся игра, и впереди у нее много изменений, обновлений и революционных новинок». Во время некоторых событий даже появляются новые режимы – так в событии «День Победы 2022» появился режим «Оборона» с уникальными расходниками, которые выдаются только за выполнение ежедневных заданий.
Показательна тут ситуация с режимом «Спецопераций» - во время альфа и бета-тестирования сражения с ботами там были очень сложными, после релиза – наоборот, они существенно стали проще. Тогда авторы начали доводить до ума ИИ, повышать его характеристики, о чем честно сообщали игрокам, особенно подчеркивая, что «Калибр» — развивающаяся игра, и впереди у нее много изменений, обновлений и революционных новинок». Во время некоторых событий даже появляются новые режимы – так в событии «День Победы 2022» появился режим «Оборона» с уникальными расходниками, которые выдаются только за выполнение ежедневных заданий.
Заключение
Безусловно, «Калибр» едва ли станет полноценной заменой Tom Clancy's Rainbow Six. Но если по каким-то причинам она вам не доступна или кажется, что порог вхождения там слишком высокий, то добро пожаловать в «Калибр» - здесь вы тоже найдете довольно непростые и реалистичные сражения, богатые на тактические возможности и инструменты. Впрочем, авторы вряд ли ставили цель кого-то там заменить – они сделали вполне самодостаточную игру, у которой появилась своя, вполне адекватная и довольно взрослая аудитория серьезных мужчин, которые любят поговорить про бойцов, вооружение и тактику, а не про фей со светящимися крылышками.
Zarium. Сентябрь 2022
Zarium. Сентябрь 2022