Лучшие MMO-игры в стиле S.T.A.L.K.E.R. 2

Блог
Что бы ни творилось в мире, одно можно сказать наверняка: кого в своё время увлекла первая часть S.T.A.L.K.E.R., тот сейчас с нетерпением ждёт вторую. Как из песни не выкинешь слова, так из памяти не сотрёшь прогулки по Кордону и Агропрому под рычание мутантов и возгласы о ловле маслин. Фонящие образцы советского автопрома, посиделки с гитарой у костра, кишащие кровососами и снорками подземелья — у каждого остались свои впечатления об этой игре. А приятное хочется повторить, и желательно в компании друзей. Пока S.T.A.L.K.E.R. 2 только готовится к выходу, предлагаем вам подборку многопользовательских проектов, похожих по духу или геймплею на это произведение.

Stalcraft

И начнём с очевидного варианта. Stalcraft, как несложно понять, объединяет в себе элементы Minecraft и основные принципы S.T.A.L.K.E.R., да ещё и с мультиплеером. Это не значит, что абсолютно всё в виртуальном мире состоит из кубиков — графика в игре достаточно качественная, чтобы быстро забыть об угловатости героев, похожих скорее на фигурки из Lego, чем на людей. Помогает погружению в здешнюю атмосферу отношение авторов к первоисточнику. В шутере представлены все знакомые пушки, и даже больше — например, пистолет-пулемёт Vector, который даже в любительских модификациях «Сталкера» редко встретишь. Навевают приятные воспоминания и декорации с различными монстрами, включая зомби. А зловещая музыка лишь добавляет остроты ощущений. Словом, с антуражем разработчики Stalcraft не промахнулись.
Более того, действие разворачивается в открытом мире, где также реализована борьба группировок. Можно вступить в «Долг» или «Свободу», а то и к бандитам податься, чтобы выполнять задания своей команды и сбывать хабар разным торгашам. Поиск тайников, артефактов, сбор добычи с убитых противников — всё это служит приятной добавкой к основному приключению. А для тех, кому подавай полноценный сценарий, предусмотрена одиночная кампания. Примечательно, что такой разноплановый MMO-шутер вырос из фанатского мода Minecraft, а его разработкой занимается российский коллектив EXBO. И поиграть дают бесплатно — чем не повод ворваться в опасный мир Зоны?

DayZ

Ещё один многопользовательский боевик, выросший из любительской модификации. Только в основе DayZ лежит не игра про кубики, а военный симулятор Arma 2. В какой-то момент сотрудники компании Bohemia Interactive разглядели потенциал проекта, сделали его самостоятельным и выпустили в Steam в 2018 году. События игры разворачиваются после зомби-апокалипсиса, какого-то основного сюжета в ней нет, а основной акцент сделан на выживании. Странствуете вы в одиночку или с друзьями, вам надо не только избегать встреч с заражёнными, но ещё и добывать припасы, кормить и поить своего персонажа, чтобы он не погиб от истощения. По открытому миру площадью 230 квадратных километров можно передвигаться как пешком, так и на транспорте — если, конечно, сумеете починить брошенную машину и найти бензин для её заправки.
Что ещё роднит DayZ со вселенной S.T.A.L.K.E.R., так это постсоветский антураж. Страна, где происходят события, называется Чернарусь. И на её просторах видны знакомые объекты — от гаражных кооперативов и гастрономов до типичных русских деревень с бревенчатыми хижинами. Да и автопром представлен тот самый — можно погонять по холмам и лесам на «Ниве». Что особенно приятно, все персонажи на карте, кроме зомби, принадлежат живым геймерам. Если в «Сталкере» одни постоянно грызутся с другими, а все вместе дружно стреляют в фанатиков из «Монолита», то здесь каждый сам решает, как относиться к встречным людям. Ничто не мешает проявить дружелюбие и обменяться полезными предметами. Или, наоборот, залечь с винтовкой в кустах, чтобы поохотиться на «кепок», как в игре называют новичков.

Fallout 76

Казалось бы, где Чернобыльская зона отчуждения, а где Аппалачские горы в альтернативной истории США. Но не будем спешить с выводами. Обе игровые вселенные показывают нам тщательно проработанные картины погибшего мира — это раз. И там, и там приключения строятся на борьбе с мутантами и сборе добычи, которую затем можно продать или использовать другим способом, — это два. Наконец, в Fallout 76 тоже есть разные группировки, ведущие борьбу за власть над руинами цивилизации. Только называются они не «Долг» и «Чистое небо», а «Братство стали» и, скажем, «Новая Калифорнийская республика». При этом доктрина того же «Долга» недалеко ушла от идеологии «Братства стали» — для поиска серьёзных различий между ними надо ещё постараться.
Посиделки у костра тоже присутствуют, причём на огне можно даже пищу приготовить — сделать жаркое из кротокрыса или сварить суп из радиоактивных растений. А если понравился пейзаж вокруг, стройте базу и охраняйте её от незваных гостей вместе с друзьями. Приятно, что разработчики постоянно развивают своё детище, выпуская сезонные дополнения. Поначалу в Fallout 76 хватало недостатков: NPC, в отличие от одиночных игр серии, здесь не было, зато ошибки и глюки встречались на каждом шагу — едва ли не чаще, чем в «Тени Чернобыля» в год релиза. Но теперь MMORPG про ядерный апокалипсис стала именно такой, какой должна была стать. Здесь хватает и одиночных сюжетов на десятки часов, и приключений для отрядов в любом из режимов на ваш выбор. Выживание, строительство убежищ, драки с чудовищами — что ещё нужно для веселья?

Escape from Tarkov

В боевике компании Battlestate Games нет ни мутантов, ни радиации, ни опасных аномалий. Зато постсоветская разруха изображена на пять с плюсом: перестрелки происходят в заброшенном городе Тарков и его окрестностях, где противостоят друг дружке две военные компании — BEAR и USEC. Ситуацию осложняют вездесущие мародёры («дикие») и ватаги головорезов под предводительством боссов. Чудовищ сюда, конечно, не завезли, но убить Киллу или любого другого главаря бандитов зачастую сложнее, чем кровососа в «Сталкере». Escape from Tarkov вообще сложна, поэтому чувство опасности не покидает вас ни на минуту, вдобавок гибель персонажа в виртуальном мире лишает вас всей добычи.
Суть игры проста: надо снарядить персонажа, войти на карту, собрать в тайниках максимальное количество ценных вещей, уцелеть в стычках с дикими и персонажами других геймеров, а затем выйти через одну из специальных точек на местности. Но провернуть всё это на практике чертовски трудно. Смерть поджидает за каждым углом: если бойца не доконают голод и жажда, он рискует погибнуть от ран или шальной пули. Даже без аномалий, как в Зоне, каждый шаг может оказаться фатальным. Отдельного упоминания заслуживает любовь разработчиков к оружию. Если в серии S.T.A.L.K.E.R. различные модификации пушек появились только на релизе Clear Sky 2008 года, то в Escape from Tarkov любой ствол изначально разбирался на элементарные части. Судя по трейлерам, во втором «Сталкере» нам тоже дадут поиграть с оружейным конструктором.

Lost Light

Идейно этот MMO-шутер очень похож на Escape from Tarkov. Здесь тоже во главе угла рейды: надо войти на карту, выжить и выйти с трофеями. Начинаете вы в персональном бункере, где можно снарядить бойца, улучшить пушку, меняя в ней 12 составных частей, посмотреть рейтинги лидеров, продать или купить что-нибудь, взять задание, а также выбрать локацию и режим. Есть бои с видом от первого и от третьего лица, действия поодиночке, дуэтами и отрядами. Даже снаряжение страховать перед вылазкой разрешают, как в EFT. Только в мире Lost Light апокалипсис наступил глобально, а не в отдельном городе. Вы управляете солдатом «Светлячков», которые исследуют загадки прошлого и пытаются навести порядок после конца света.
Вроде картина и знакомая, но у Lost Light есть ряд существенных отличий. Во-первых, никто не заставляет воевать с персонажем другого игрока: если его ранить, а затем подлечить, можно предложить дружбу — и далее действовать сообща. Когда же ранили вас, вы вольны позвать на помощь любого в радиусе слышимости. Во-вторых, в отличие от Escape from Tarkov, эта игра условно-бесплатная, что хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, никто не берёт с вас денег — свободно скачивайте клиент из Steam и запускайте. Даже регистрироваться не надо. С другой стороны, чем дальше в лес, тем сложнее обходиться дармовыми средствами. Да и технически проект оправдывает свой статус — до совершенства и отточенности произведения Battlestate Games ему пока далеко.

Will To Live Online

А эта бесплатная MMO-игра напрямую вдохновлена серией S.T.A.L.K.E.R. — достаточно взглянуть на любую сцену со ржавыми товарными вагонами и «Москвичами» без дверей, чтобы понять, откуда дровишки у разработчиков из компании AlphaSoft. В комплекте радиация, мутанты, аномалии, война фракций, стрельба по соперникам из автомата Калашникова — словом, всё, с чем у публики ассоциируется вселенная, придуманная командой GSC Game World. Но жанр обязал Will To Live Online и на некоторые отличия. Здесь, например, сделан большой упор на добычу ресурсов, включая части тел заражённых животных — да, надо отстреливать кабанов, как в «Сталкере», только в гораздо больших количествах. Герои могут быть разных классов, а их умения улучшаются по мере роста в уровнях — это для Зоны, опять же, нечто новенькое.
После короткого обучения Will To Live буквально подталкивает пользователя к поиску напарников, ведь в открытом мире игры полно опасностей. Стоит лишь выйти за границу мирной территории, как вас начинают атаковать стаи собак, свиней или более страшные твари. Так что без поддержки друга не обойтись. Но стоит иметь в виду, что путь сталкера к славе долог. Травить байки у костра или устраивать поножовщину с другими новичками на тренировочном полигоне — дело благородное, но опыта герою не прибавляет. А чтобы прокачивать своего персонажа, придётся долго выполнять поручения, лезть в пекло за артефактами, экономить копейки на новый ствол, рисковать головой и содержимым рюкзака в борьбе за выживание.

Deadside

Deadside — ещё одна попытка воссоздать атмосферу серии S.T.A.L.K.E.R. в формате мультиплеера, но без фантастических элементов. Для ясности, вместо зомби здесь людоеды и мародёры. Как и Will To Live Online, эта игра пока находится в раннем доступе, но уже стоит денег. Зато амбиции у неё хоть куда: представлен открытый мир на 25 квадратных километров, где можно встретить разрушенные после конца света селения, сразиться с людоедами, а ещё вступить в перестрелку с другими обитателями сервера. Есть симуляция смены времени суток и погоды, а герои под управлением пользователей испытывают голод и жажду, поэтому надо не только драться, но и заниматься поиском припасов. Всё это дополняет система ремесла и строительства — играя с друзьями, вы можете возвести базу, чтобы хранить в ней добычу и совершать набеги на окрестные земли.
В общем, набор механик здесь такой же, как в более известных шутерах уровня DayZ. Но есть и нюансы, выделяющие Deadside на фоне собратьев по жанру. Например, если ваш персонаж сыт, он быстрее бегает и потихоньку восстанавливает здоровье без лекарств. Ещё на многое влияет выбор сервера: если в одном мире припасов кот наплакал, а вокруг толпы чересчур метких ботов, то во втором акцент будет на PvP-боях, а ресурсов предостаточно. Вариантов хватает — никто не мешает выбрать тот сервер, который подходит именно вам. В целом игра выглядит и ощущается как российский ответ на DayZ и S.T.A.L.K.E.R. — не без недостатков, но потенциал заметен.

Stay Out

Суть сталкерства — в исследовании развалин и поиске разных предметов, от дорогущих артефактов до банок с тушёнкой. Геймеры даже термин специальный придумали — «сталкать». Это когда сворачиваешь в игре с основного пути, чтобы обшарить полки в заброшенном доме или побегать по ржавеющим на рельсах вагонам, вдруг там спрятано что-то ценное. Находку при этом никто не гарантирует, ведь увлекателен сам процесс. А битвы прилагаются на правах факультатива — совсем без них в мире постапокалипсиса не обойтись. Именно такую формулу используют авторы условно-бесплатной Stay Out: здесь вы большую часть времени занимаетесь медитативным изучением локаций — в одиночку или с напарниками, как сами пожелаете.
К достоинствам Stay Out стоит отнести оформление виртуального мира и простоту регистрации, для которой достаточно создать персонажа в редакторе и дать ему имя. Локации здесь нарисованы на манер S.T.A.L.K.E.R.: есть леса с небольшими деревнями, провинциальные железнодорожные станции, промышленные объекты с подземельями — и всё в советском стиле. Вдобавок за пробу денег не берут — это тоже плюс. А среди недостатков надо указать техническую часть, поскольку проект находится на стадии бета-тестирования, и обычные для условно-бесплатных MMO ограничения. Например, герой, экипированный за реальную валюту, с большой вероятностью победит в бою новичка, использующего стандартное оснащение. Впрочем, наслаждаться атмосферой разрухи и открывать для себя что-то новое это обстоятельство не мешает.

10 Февраля 2023